Федорченко Иван Владимирович
Федорченко И. В. Подписчиков: 1148
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 6775

Форма государственного правления: понятие и виды

97 дочитываний
14 комментариев
Эта публикация уже заработала 6,68 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Форма государственного правления (ФГП) – элемент формы государства, представляющий собой организацию высших органов государственной власти, их структуру, порядок образования, распределение компетенции между ними и взаимоотношения с населением.

Понятие «форма государственного правления» (или просто «форма прав­ления») отвечает на вопрос, кто «правит» в государстве, то есть, кто осуществляет в нем высшую (верховную) власть.

Существует два подхода к пониманию формы правления: узкий – согласно которому под формой правления понимается лишь положение главы государства, широкий - в форму правления помимо прочего, так же включают политическую среду. В итоге, в юридической науке под формой правления понимается нечто среднее.

Форма правления представляет собой внешне выраженную институционально-функциональную характеристику структуры государственной власти, порядка ее приобретения и осуществления, механизма правового ограничения и разделения властных полномочий.

К признакам формы правления следует отнести:

1. Строение высших органов государственной власти (их состав, компетенция, принципы взаимодействия);

2. Характер взаимоотношений органов высшей государственной власти с другими органами государства и с населением;

3. Ответственность государственно власти;

4. Порядок образования и смены;

5. Степень участия населения в формировании.

Монархия – такая ФГП, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично монархом и переходит обычно по наследству (абсолютная; ограниченная)

Признаки монархии:

1. Вся полнота власти принадлежит монарху и осуществляется им единолично;

2. Монарх пользуется властью пожизненно;

3. Власть передается по наследству;

4. Монарх юридически безответственен.

Бывает абсолютная и ограниченная монархия (сословно-представительная; конституционная – парламентская и дуалистическая)

В начале XXI века на земном шаре насчитывается около 30 государств с монархический формой правления, большинство из которых - конституционные. В тоже время наблюдается общемировая тенденция сокращения монархий, при этом в государствах которые сохранили такое устройство, идёт активное ограничение прав монарха.

В историческом аспекте монархии можно подразделить на:

1. Древневосточные - восточные деспотии, основанные на азиатском способе производства (Вавилон, Индия, Египет);

2. Рабовладельческие античные (например, древнеримская монархия);

3. Феодальные (раннефеодальные, сословно-представительные, абсолютные).

Республика - такая ФГП, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Признаки республики:

1. Существование единоличного и коллегиального главы государства;

2. Выборность главы государства и других верховных органов на определенный срок;

3. Осуществление государственной власти по поручению народа;

4. Юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

5. Обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;

6. Защита интересов граждан, взаимная ответственность личности и государства.

Бывает парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская).

К числу достоинств президентской республики обычно относят ее стабильность и большую эффективность, так как президент, обладая широкими полномочиями, во многом определяет политику государства, а управленческое воздействие более целенаправленно, поскольку исходит из центра. Основным же недостатком такой республики выступает чрезмерная концентрация власти в руках одного лица – президента, а отсюда возможность злоупотребления ею, что может привести к культу личности и трансформации республики в суперпрезидентскую, когда представительные органы практически утрачивают свое значение.

Парламентская республика считается более демократической, так как правительство формируется коллегиальным органом – парламентом, а не одним лицом, как в президентской республике, поэтому здесь отсутствуют объективные предпосылки для сосредоточения власти в одних руках. Основной недостаток парламентской республики состоит в том, что при многопартийной системе и порядке назначения правительства возможны частые правительственные кризисы.

В некоторых государствах используется форма правления в виде смешанной республики с элементами президентской и парламентской республик. Такую республику отличает то, что наряду с сильным президентом, который одновременно может являться главой правительства, в формировании правительства участвует и парламент, например, утверждает кандидатуры министров, представленные президентом. При этом правительство несет ответственность как перед президентом, так и перед парламентом.

Источник

Источник

Интересно?

Проголосовали: 20

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

14 комментариев
Понравилась публикация?
17 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 14
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Интересно.

+3 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Спасибо, Иван Владимирович, за публикацию.

Жаль, что всё многообразие известных политических режимов не описывается так же просто, как формы государственного правления и государственного устройства.

+2 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Спасибо.

+1 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

А где же форма правления - ПО ПОНЯТИЯМ?... Почему ее нет в списке?...

+1 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Интересно.

+1 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
Показать комментарии (14)