Культурный обмен. Путешествие из Ленинграда в Москву. Эпизод 3(1).
Сегодня речь пойдет о людях незаурядных и запоминающихся, чья слава и законное признание пришлись на время серости и уныния, именуемое застоем. Но это совсем не значит, что не было громких театральных премьер, благополучно снятых цензурой с репертуара или фильмов, не соответствующих жестким идеологическим канонам того времени, и положенным "на полку". Нынешнее время чем-то схоже с теми годами, но возникающие скандалы связаны больше с пошлостью, а также отсутствием образования и воспитания. Да и стоящий отечественный фильм, ныне увидеть, проблема, когда все рассчитывается, даже не на сбор кассы, а на отбор на иностранный кинофестиваль, что является уделом избранных
Нинель Мышкова родилась в 1926 году, и оказавшись в Москве, решила стать актрисой. Наибольшую популярность приобрела, играя в сказках, снятых советскими мэтрами этого жанра - Птушко и Роу - "Садко", "Илья Муромец", "Марья-Искусница". Хотя в ее послужном списке, и роли в фантастических фильмах - "Человек ниоткуда", "Большое космическое путешествие", а также в социальных драмах и детективах. В течение 20 лет боролась с тяжелой болезнью - рассеянный склероз. Появившись на экране, в последний раз в 1982 году, запомнилась зрителям, молодой и красивой.
Ровесница Мышковой, Зоя Василькова, успела поучаствовать в Великой Отечественной, была контужена, что никак не повлияло на актерскую карьеру. Снялась в культовых киносказках - "Вечера на хуторе...", "Королевство кривых зеркал", "Сказка о потерянном времени", "Сказка о царе Салтане", "Варвара - краса, ...", "Огонь, вода и... медные трубы", "Руслан и Людмила". Комедиях - "Приключения Толи Клюквина", "12 стульев", "Джентльмены удачи". Детективах - "Место встречи изменить нельзя", "Ларец Марии Медичи", "Гонки по вертикали". В классике по Гоголю, Толстому, Достоевскому, Куприну. В исторических драмах об эпохе Петра Первого. В фильмах о ВОВ и саге - "Вечный зов".
Татьяну Доронину, родившуюся в 1933 году, особо представлять не надо. Она - олицетворение души русского сценического искусства второй половины 20 века. Живой идеал истинного мхатовца, беззаветно отдающего себя выбранной профессии. Ее творческий путь - драма работы на разрыв, многочисленных взлетов и падений, в полной мере, отражают историю трагедии, постигшей легендарный театр с чайкой на кулисах, где Татьяна Васильевна сыграла не последнюю роль. Развал труппы, происходивший на глазах у всей страны, возможно, был связан и с сведением личных счетов, где великолепная актриса уничтожала режиссера, что уже потерял интерес к своему детищу, предал бывших единомышленников, а ранее, снявшись в нескольких картинах с Дорониной, хотел, как мужчина, обладавший запоминающейся харизмой, одержать легкую победу, но, как и многие другие, лишь обломал зубы. Дама с железной волей, жестким характером и блестящими организаторскими способностями более четверти века была стержнем содружества актеров, многих из которых, "неистовый Олег" собирался вышвырнуть на улицу.
На год моложе Татьяны Васильевны, другой легендарный актер и режиссер - Михаил Казаков. Будучи сыном, известного в Ленинграде литератора и главного редактора нескольких журналов, Михаила Казакова - старшего, в чьем гостеприимном доме собирались, как местные интеллектуалы, так и гости из Москвы, дружившего с Борисом Лавреневым и Всеволодом Рождественским, с юных лет проявлял творческие способности. Метавшийся, между балетом, посещая знаменитое Вагановское училище, и сценой театра, все же выбрал последний, поступив в школу - студию МХАТа с первого захода. Из-за сложного характера, перебывал практически во всех маститых труппах столицы. Успев побывать одним из "отцов - основателей" "Современника", ведущим актером театров Маяковского и на Малой Бронной, а также "засветился" во МХАТе и "Ленкоме". Прекрасный рассказчик, обладавшим феноменальной памятью, сохраняя ясность ума, практически до последних дней жизни, завораживал сразу. Будучи великолепным чтецом, с кем вровень, можно поставить, лишь немногих - Олега Даля, сгубленного алкоголем и болезнью совершенства, знаменитого вахтанговца - Василия Ланового, с которым Михаила Михайловича по молодости часто путали, со Светланой Крючковой, которую наш герой боготворил, а из более молодых - Юлией Рутберг. К Казакову неприемлем штамп - сценическое амплуа, ибо он - герой широчайшего диапазона и высочайшей планки мастерства, что относится и его фильмам. "Безымянная звезда", "Покровские ворота", "Визит дамы", давно растащенные на цитаты, по прежнему, интересны. А такое доступно в нашем кинематографе: Гайдаю, Меньшову и Балабанову. Закат жизни, увы, был крайне грустным. Начинаясь, как борьба с многочисленными болячками, закончился фарсом, где легендарный актер, ища тепла и понимания у бывших жен, оказался в одиночестве. Дамы сердца, сполна ему воздали за прежние ошибки.
Сергей Юрский, появившийся на свет в 1935 году, еще с детства проявлял задатки лицедея. Тем удивительнее был его выбор после школьной скамьи - юридический факультет ЛГУ. Возможно, готовился грамотно оценивать людские поступки и правильно на них реагировать. В дальнейшем, неоднократно становился заложником в поиске истины и определении виноватых. Будучи амбициозным актером, с серьезными задатками склонности к режиссуре, неоднократно конфликтовал с Товстоноговым. Обладая неуживчивым характером, умело наживал серьезные проблемы и мстительных врагов, что впоследствие, спровоцировало "бегство" в Москву. Сергей Юрьевич, один из наиболее серьезных теоретиков современного искусства, чьи взгляды и идеи, многими не понимаемы и не признаны. И в театре, и в кино умел создавать сложные, многослойные персонажи и запоминающиеся образы, будь то, существа из параллельного мира, авантюристы времен НЭПа, интеллигенты, попавшие волей судьбы в непростые обстоятельства, либо алкоголики, к коим нет отторжения зрителей. Режиссерские работы не нашли понимания и особого интереса у коллег и зрителей, ввиду специфичности и оригинального взгляда, что впрочем, их автору было и не нужно, так как главная цель, показать, "я нахожусь в прекрасной творческой форме".