Авария глазами пострадавшего
Предисловие
Мне приходилось довольно много раз попадать в аварии и не только на своем автомобиле. Заветную троицу, которую любит бог, я преодолел уже давно, к сожалению. Все они отличались друг от друга лишь степенью повреждений и сложностью последующего восстановления от полученных травм. При этом первая моя авария до сих пор помнится в деталях. Может быть потому, что она была первой.
Калининград
Это случилось в самом начале 80-х. Я тогда работал по своей первой, технической специальности в тресте спецмонтажных работ, обслуживавшем весь Северо-Запад. Филиалы (управления) треста были в этой зоне везде, включая Прибалтику и Калининград. Периодически мы собирались на семинары, как говорится, для того, чтобы поделиться опытом, ну и просто пообщаться. Очередной семинар должен был состояться как раз в Калининграде, который тогда еще не был анклавом и находился в единой стране. В Калининград прилетели в полдень. Было начало осени. Стояла теплая погода. Казалось, что «бабье лето» началось раньше графика, поэтому мы были налегке. Устроились в гостинице. Погуляли по городу, зашли в «знаменитый» зоопарк. Семинар начался на следующий день. Как обычно было приветствие, представление присутствующих, ознакомление с программой мероприятия. После обеда принимающая сторона пригласила нас на янтарное побережье. Был заказан автобус с экскурсоводом, вот такой.

Многие, и я в том числе, никогда не были в Калининграде, поэтому было очень интересно. В автобусе все старались занять наиболее удобные места, чтобы хорошо все разглядеть. Мне досталось место впереди, в левом ряду, рядом с проходом, но за кабиной водителя (больше туда никогда не сажусь).

Выехали, экскурсовод очень подробно рассказывала о достопримечательностях, мимо которых мы проезжали, об истории города. Впереди, еще довольно далеко увидел грузовик, выезжающий с проселочной дороги на шоссе. Помню, что сразу возникло какое-то смутное чувство тревоги. И действительно, грузовик повернул и неожиданно поехал навстречу автобусу по нашей же полосе. У Энтони Пика в его книге «Путешествие души. Если жизнь после смерти» подробно описано, что происходит с человеком в такие минуты. Ничего подобного ни в тот момент, ни в последующем я не испытывал. Просто показалось, что время замедлило свой ход. Более того, пришло даже какое-то спокойствие, очевидно мозг, просчитав все варианты и не найдя выхода, дал соответствующую команду организму. Успел повернуться боком и выставить ноги в проход, одновременно вцепившись в спинку кресла и нагнув голову. Дальше удар. Очнулся на полу салона, в проходе. Сверху лежали стойки и часть загородки водителя. Пошевелил руками и ногами, вроде целы, не считая порезов и кровоподтеков, ну и порванной одежды. Наконец в салоне зашевелились люди. Кто-то стонал, кто-то ругался. Двери заклинило, поэтому разбили стекла и стали выбираться через окна. Автобус при ударе развернуло, до сих пор не понимаю как он вообще не перевернулся. Грузовик, ставший причиной аварии, уткнулся в столб, стоявший на обочине, а автобус врезался в кузов грузовика. Очевидно, в последний момент наш водитель отвернул и попытался объехать "камикадзе". Тот, в свою очередь, перестроился, в итоге оба транспортных средства снова оказались на одной полосе движения. И уже водитель грузовика, очевидно, уходя от встречного удара (возможно передумал нас таранить), врезался в столб. Сейчас с точки зрения имеющегося опыта могу сказать, что из схемы ДТП выходило, что виноват наш водитель, хотя в действительности все было наоборот, что впоследствии мы и пояснили в своих свидетельских показаниях. В самом тяжелом положении оказался водитель автобуса (скончался в больнице), которого просто зажало в смятой при ударе кабине, и люди, сидевшие впереди, так моему соседу, сидевшему у окна зажало ногу (впоследствии ее ампутировали). Мы пытались их вызволить, но без специальных инструментов это не удалось. Помню кто-то сказал, что у меня все лицо в крови. Еще раз осмотрел себя, провел руками по голове, руки тоже оказались в крови. Вот тут-то наконец и наступила слабость. Пришла боль, которую, очевидно, в горячке не замечал. Скорая не приезжала довольно долго. На наше счастье у места аварии остановился автобус с девчонками из местного медучилища. Они ездили на какую-то полевую практику, поэтому у них оказались бинты и средства первой помощи. Помню, что обработали раны, при этом на голове намотали целую чалму. Наконец подъехала "Скорая", несколько машин сразу. Нас привезли в больницу. Вместо оказания экстренной помощи пришлось долго сидеть в коридоре, пока оформляли документы, включая больничные. Дальше рентген, наложение швов, врач-невролог со своим блестящим молоточком. Обнаружили какие-то трещины в ребрах, предложили госпитализацию для проведения обследования, я отказался, полагая, что нужно все-таки скорее выбираться домой. Два дня провалялся в гостинице. Болело все, ночью было трудно дышать. Улететь раньше не получилось (трудности с обменом билетов), да и лететь одному в таком состоянии было довольно проблематично. В конце недели семинар закончился, и я вместе со своими спутниками, а вернее, с их помощью, отправился домой. Вот так закончился мой первый и последний визит в Калининград.
Послесловие
Помню, что последствия от полученных травм ощущались еще долго. На следующий год пришла телеграмма с приглашением в суд в качестве свидетеля, послал ответную, что свои показания подтверждаю, приехать в суд не могу. Я не интересовался какое наказание получил водитель грузовика, более того, старался побыстрее все это забыть, но, к сожалению, не получилось.
Благодарю. Интересно.
Просто рассказал, что со мной тогда произошло.
Главное, что Вы живы и здоровы! Здоровья Вам, Владимир Алексеевич!
Спасибо Вам.
Спасибо, было интересно, я из Калининграда... помню такие автобусы... здоровья Вам, приезжайте в Калининград, он очень похорошел, меняется в лучшую сторону... я там давно не живу, но периодически бываю... 😊😉
Неужели и тогда вместо помощи врачи бумажки заполняли?
Медицина и бюрократия неразрывны.
Добавлю, что тогда еще и компьютеров не было.
Сначала помощь. Потом комп с бумажками. Хотя в России всё наоборот, в чём многократно убедиться можно.
Не удивительно они с ковидом могут выписать из ковидного отделения не убедившись в том что ковид прошел.
Всегда очень жалко пассажиров, которые оказываются "пушечным мясом". Но справедливости ради надо сказать, что и водителей нередко их работодатели выгоняют на трассы с нарушениями и в транспортных средствах, и в нормах по допустимым часам работы.
Вообще-то это было почти 40 лет назад. А тогда никто никого не выгонял, с этим было строго.
Сложно предположить, что он специально пошёл на таран.
Не могу ничего сказать, на суде не был.
Бывает, микроинсульт на рабочем месте
Бывает.
Могло быть все что угодно, но в большенстве неразбераются, а находят самый простой и удобный вариант. И это и есть преступление, возможность пофегизма.
Достоевский. Преступление и наказание.
Да уж...а то что время замедляет ход.. в момент аварий ощутила на себе... и спокойствие.. прям какое-то смертельное спокойствие... Меня всегда удивляло что в кино люди истерят и кричат во время катастрофы... обычно страх и истерика приходят после...
Согласен с Вами.
Интересная история.