Образованный и умный: одно и тоже?
Как часто мы воспринимаем как синонимы совершенно разные вещи. Вот, казалось бы, какой смысл мы вкладываем в эпитет «умный», которым мы наделяем кого-либо из окружающих?
Об этом даже и не задумываемся.
А между тем разница есть. Есть люди начитанные и образованные с хорошей эрудицией и кругозором. Является ли это показателем ума? Отчасти да – это характеризует память, восприятие, мышление, ряд когнитивных характеристик.
Но, по сути, употребляя в быту слова «умный», мы характеризуем человека с точки зрения житейской мудрости. То есть рассудительность, взвешенность решений, расчетливость и умение принимать правильные решения, делать правильный выбор.

Из этого следует, что образованный и умный – несколько разные характеристики.
Образованность относится в большей степени к личностным, даже социальным или профессиональным характеристикам человека, в том время как умный – это общечеловеческая характеристика.
Глупый человек может быть образованным, в тоже время, умный может быть неучем.
Например, Мария Захарова, безусловно, человек образованный. Еще и кандидат исторических наук. Но назвать ее умной, после уже ставшего легендарным поста на странице в Facebook****, вряд ли представляется возможным. С другой стороны, есть предприниматели, особенно в среде малого и среднего бизнеса, которые, по разным причинам, не имеют высшего образования, да и школьные аттестаты у них, скорее всего, оставляют желать лучшего. Культурный уровень, который выражен в привычках, манерах тоже не «на высоте». Но у них есть деловая хватка, дальновидность, расчетливость, что позволяет им быть успешными и состоятельными и даже иметь у себя в подчиненных «образованных».
Вот как то так. Жаль, что в последнее время встречается мало тех, кого можно назвать и умными, и образованными одновременно.
Это разные понятия.
Спасибо. Анекдот. — Папа, а чем отличаются ум и хитрость? — Ум позволяет решать сложные проблемы, а хитрость позволяет их обходить. — А что полезней? — Полезней всего — интеллект. Он позволяет выбирать, что лучше: — Решать, обходить, или не лезть не в свое дело.
Образованный обычно понимается как освоивший некоторый набор культурных образцов, и могущий цитировать их в разговоре, или применять в профессиональной деятельности как алгоритмы или примеры. Образованный тащит груз из прошлого, культурного прошлого. При этом эти образцы и эталоны могут быть усвоены с разной степенью прочности, точности и глубины. В этом проблема их уместности и эффективности при применении. Умный же может, зачастую не зная сам как, разрешать ситуации актуальные, его не очень заботит соответствие образцам и примерам, он нацелен на оригинальность и эффективность. Есть еще мудрые, имеющие жизненные принципы, способные разрешать диалектические противоречия, примирять противоположные точки зрения.
Да. Непонятно, но здорово!
Александр, а мудрые - это как раз Умные +образованные.
"деловая хватка, дальновидность, расчетливость, что позволяет им быть успешными и состоятельными и даже иметь у себя в подчиненных «образованных», - пишет автор, но забыл, что нередко неразборчивость в средствах достижения цели, эти качества к чему относить будем к образованности или к уму?
Благодарю за интересную публикацию.