Истинная причина повышения пенсионного возраста (часть 1).

Пенсионная система в России подошла давно к тому, что возникла острая нужда в повышении пенсионного возраста. Пойти на такой шаг кабинет министров заставила ситуация с трудовыми ресурсами в стране. Дело в том, что доля работающих людей становится всё меньше, пенсионеров - всё больше. Сохранение такого тренда приведёт к тому, что пенсионная система будет разбалансирована, поначалу государство будет вынуждено урезать пенсии, в перспективе государство просто не сможет выполнять свои обязательства по выплате пенсий.
Это всё не потому, что государство обманывает и якобы всё разворовано как говорит оппозиция, критикующая власть. Дело в том, что на планете идёт постарение населения в целом. Связано это с урбанизацией, которая в свою очередь связана с промышленной революцией начала ХХ века, двумя мировыми войнами и необходимостью восстановления инфраструктуры после них.
В чём глубинная причина.
Ранее общество было традиционным, т.е. вело натуральное хозяйство, жило в деревнях, занималось кустарным производством, жизнь регулировалась традициями и природными циклами. Знания передавались из поколения в поколение на уровне семьи: от отца (деда) к сыну (внуку), от матери (бабушки) к дочери (внучке). Традиционное общество не было мобильным, его члены были привязаны к определённым местам или местностям за исключением кочевых народов. В традиционном обществе были большие расширенные семьи с несколькими поколениями и большим количеством детей, жившими в одном доме. Такого явления как планирование семьи не существовало, женщины рожали, сколько могли или сколько хотели, в некоторых случаях вплоть до окончания детородного возраста. Проблем с образованием, расходами на ребёнка не было.
После промышленной революции общество стало индустриальным. Промышленность перешла от ремесленно-кустарного типа к массовому производству с использованием машин. Это уже требовало специального или экспертного знания от человека - квалификации. Получение квалификации в семье невозможно, для этого надо отучиться в специальных учебных заведениях в зависимости от направления деятельности и степени овладения профессией.
Промышленная революция привела к росту городов - урбанизации, т.к. в городах были сконцентрированы средства производства и специальные учебные заведения, следовательно, туда шло перемещение населения. В городах жизнь перестала регулироваться природными циклами, стали появляться созданные человеком правила распорядка жизни, т.к. зависимость человека от природы стала меньше.
Изменение типа производства привело к трансформации структуры общества и его функционирования. Важнейшими ценностями в индустриальном обществе стали: предприимчивость, узкая профессиональная специализация, индивидуализм, способность и готовность к новациям. Основу отношений между людьми и экономики стали составлять частная собственность, конкурентные рынки, необходимость зарабатывать денежные средства посредством труда. В производство стали вовлекаться не только мужчины, но и женщины, а иногда и дети.
Человек перестал зависеть от природы, но стал стал зависим от поставщиков жилищно-коммунальных услуг, продовольствия, воды, лекарств и т.д. Чтобы обрести эти блага, ручной труд стал не нужен, требовались лишь деньги. Изменился тип жилища с индивидуального дома на городскую квартиру или комнату в общежитии. Пространство для проживания уменьшилось.
Из-за этих факторов сократилась рождаемость. Семья с расширенной стала нуклеарной: отец, мать, дети (или один ребёнок). Рожать много детей стало бессмысленно и накладно в плане финансовом.
Рост и развитие специального и общего образования, науки, культуры, качества жизни, инфраструктуры привело к ускорению прогресса и общественных процессов. Развитие медицины привело к росту среднего возраста, т.к. многие болезни, приводившие ранее к кончине, удалось излечить. Общество стало медленно стареть, начало процессу было положено.
Мировые войны и локальные военные конфликты, выбили трудоспособное мужское население в большом количестве в то время как женщины ещё так, как в нынешние времена, активно не работали и не имели прав. Но, мировые войны, суфражистки привели к тому, что женщины стали работать всё больше и больше, чаще и чаще. Всплеск занятости среди женщин явно не способствовал рождаемости. Рожать порой стало просто некогда, т.к. была необходимость посвящать время труду.
Неравномерность роста, и развития экономики привели к кризисам, чередованию спадов и подъёмов в экономике. В связи с этим возникла необходимость проявлять мобильность, как в плане смены профессии, так и в плане перемещения в другую местность. С большим количеством детей этого было не сделать.
В ходе индустриализации общества люди стали мобильнее, стали жить дольше. Исчез смысл в рождении большого количества детей. Этот процесс привёл к росту пенсионеров, который наблюдается с 50-х гг ХХ века. Это общемировое явление, касающееся высокоразвитых и развивающихся стран, в числе которых и Россия.
Подготовка к повышению пенсионного возраста.
По данным Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина, чьи эксперты готовили предложения по повышению пенсионного возраста до 63 и 65 лет для мужчин и женщин для депутатов Госдумы и членов Совета Федерации.
Ситуация в целом в демографии складывалась следующая:
-в 1970 году на 1 пенсионера приходилось в среднем 3,7 трудоспособного гражданина;
-в 2019 году на пенсионера приходится 2 трудоспособных человека;
-к 2044 году на одного пенсионера будут приходиться лишь 1,5 работающих гражданина.
В Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте России (РАНХиГС) подсчитали, что по отношению к зарплате пенсия снизится с 35% на момент начала реформы до 24% к 2050 что если пенсионный возраст останется неизменным. Причина, согласно мнению специалистов академии заключается в старении населения из-за увеличения продолжительности жизни и падения рождаемости. Вот оно подтверждение моих слов. И это в лучшем случае.
По прогнозам Росстата, если сейчас в нашей стране на 1 тысячу людей трудоспособного возраста приходится 455 пенсионеров, то к 2025 году их число вырастет до 510, а к 2035 году - до 545 человек. Таким образом, доля пенсионеров среди всех жителей России вырастет с 25,5% до 28,3% к 2030 году.
Стоит взять во внимание, что среди трудоспособных лиц работают далеко не все и далеко не все проживают в России. По данным Минэкономразвития к 2035 году численность пенсионеров и вовсе сравняется с количеством работников, за которых уплачиваются страховые взносы, потом даже превысит его. О том как формируются пенсионные отчисления читайте в моей статье.
Такое явление усилит нагрузку на государственный бюджет, который уже давно является главным спонсором выплаты пенсий и источником трансфертов в Социальный фонд. На прямой бюджетный трансфер в 2018 году приходилось почти 3,3 трлн рублей, или 40% от бюджета Пенсионного фонда России (ПФР). Совокупно бюджет ПФР тянул тогда уже на 8,7% ВВП России. Страшно представить что ждёт дальше.
Личная заинтересованность как катализатор.
Помимо демографического фактора есть ещё и личная заинтересованность людей поскорее заполучить пенсию. Эта заинтересованность служит мощным катализатором процесса нарастания дефицита пенсионного обеспечения. В 1932 году пенсионный возраст был установлен для женщин 55 лет, для мужчин - 60 лет. И эти параметры сохранялись до 2018 года. Как только мужчине исполнилось 60 лет, а женщине - 55, новоиспечённый пенсионер стремглав бежит в отделение Социального фонда или МФЦ оформлять себе пенсию. Одно дело, если человек не работает или не позволяет состояние здоровья трудиться или он уволен и не может найти себе работу из-за возрастной дискриминации. Другое дело, что работающие и трудоспособные люди по состоянию здоровья способные к труду тоже бегут за пенсией. Хотя могли бы и не спешить оформлять пенсию, а работать и далее. Закон это им не запрещает.
В конце нулевых, начале десятых годов нынешнего столетия власти РФ задумались об экономическом стимулировании людей отстрочить свой выход на пенсию. Широко об этом не говорилось, были различные варианты как простимулировать отсрочки. Будущим пенсионерам предлагались бо́льшие пенсионные выплаты. Как это реализовать чётких схем не было.
В 2015 году была проведена реформа пенсионного обеспечения. Именно тогда были введены индивидуальные пенсионные коэффициенты - баллы. Экономическое стимулирование отсрочки выхода на пенсию не исчезло, а трансформировалось. Чем позже человек отсрочивает выход на пенсию, тем больше баллов он получает.
Люди не верят государству никак. Как только наступает возраст выхода на пенсию, люди оформляют её себе тут же. Но, получают мизер. Зато урвали своё, а что будет дальше - никого не интересует. Это особенность современного общества, вернее его порок - урвать и отбежать.
Поубавить пыл таких людей власти решили, когда вносили поправки в Федеральный закон "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ (последняя редакция). Закон ввёл понятие пенсионных баллов. Данный закон вступил в силу с 1 января 2015 года. Если человек отсрочивает выход на пенсию, то в будущем его пенсия должна стать больше за счёт премиальных коэффициентов - дополнительных баллов. Чем больше лет проходит, тем выше эти самые коэффициенты, а значит, и размер пенсии. Когда пенсию будут начислять, учтут все индексации и страховые отчисления, если они были перерасчитают баллы и их стоимость. Появился действенный механизм стимулирования отсрочки выхода на пенсию.
С 2016 года отменена индексация пенсий работающим пенсионерам. Это решение как дополнительная мера стимулирования отсрочки выхода на пенсию и способ приберечь деньги на пенсионное обеспечение.
Премиальные коэффициенты не работают, только когда человеку назначается государственная пенсия и социальная пенсия. Если пенсия страховая, то проблем не будет.
Властями был создан неплохой стимул для отсрочки выхода на пенсию. Но, люди предпочли буквально схватить пенсию здесь и сейчас, пусть эта пенсия оказывалась мизерная, зато есть. Речь, разумеется, о тех, кто работает. Из-за таких людей начал расти дефицит бюджета ПФР ещё сильнее. Увещевания и экономические стимулы на людей перестали действовать, так и не начав.
Продолжение статьи в её 2 части.
очень интересная статья, вот только кудрин, а в след за ним и автор ни слова не сказал о супер оплачиваемых пенсионерах в высших эшелонах власти, получающих пенсию огромных размеров и молодых пенсионерах из силовых структур, которые выходят на пенсию в 45-50 лет и тоже получают не 10000... а их доля в суммарном выражении вовсе не мала...
Что касается молодых пенсионеров армии и силовых госструктур вроде МВД, ФСИН, ФСБ, ФССП, то пенсии им платятся военные или ведомственныые. Для военных, уволенных в связи с выходом на пенсию есть военная система пенсий, которая выплачивается из оборонного бюджета страны. Эти пенсии - это расходы Минобороны. Ведомственные пенсии ФССП, МВД, ФСИН, ФСБ и им подобных структур платятся из бюджетов этих самых структур. Это расходы этих же структур. Ни ведомственные, ни военные пенсии из ныне Социального фонда (ранее ПФР) не берутся вообще.
Что касается депутатов и чиновников, то их пенсии напрямую зависят от их жалования, которое немаленькое. Кто-то из них может участвовать и в пенсионном накоплении, которое вроде бы заморожено, но имеется тем не менее возможность добровольно туда вносить денежные средства, которые будут прирастать за счёт инвестиционного дохода. За такие взносы можно получить даже налоговый вычет.
от того что силовики получают пенсию из другого кармана нагрузка на бюджет не уменьшается... и да - власти ничего не делают для РАЗВИТИЯ, в том числе налогооблагаемой базы - это как сейчас отбирается или не доплачивается последнее, а создаются предприятия и развивается экономика, промышленность, в том числе и конкурентоспособная на мировом рынке...