10 правил Великого поста
1 Радуйтесь. «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес.5:16-18), — мудрый совет апостола как никогда актуален в великопостные дни.
Велик соблазн впасть в уныние: «Как же я проживу без вкусной еды! Теперь никаких развлечений! Какие долгие службы!» — тогда как причин для уныния нет. Долгие службы — это и высокие образцы средневековой духовной поэзии, и философские размышления о месте человека в вечности, и ощущение единства с другими молящимися, и общение с Самим Богом.
Не реже, а то и чаще, встречается обратная сторона великопостного уныния: «Я не могу поститься по уставу. Я пропускаю службы. Я отвлекаюсь на мирскую суету».
Банально, но от того не менее справедливо: помните, что Богу нужны не желудок и ноги, а сердце, Он видит в душе человеческой искреннее стремление послужить Ему, видит и немощи.
Вот это постоянное памятование о Боге — и будет нашей непрестанной радостью о Нем.
Нет, конечно, всем нам не надо становиться за пост исихастами, но попытаться стать на полшага ближе к идеалу можно.
Молитве стоит уделить чуть больше времени, чем получается обычно. Больше внимания на службах — иногда стоит взять с собой книгу с текстами богослужения. Тщательнее исполнять молитвенное правило — выйти из-за компьютера на полчаса раньше и прочитать вечерние молитвы. Прибавить молитву преподобного Ефрема Сирина. В дороге послушать или почитать Псалтирь.
С многочисленными великопостными искушениями полезно бороться молитвой: на раздражение, гнев, уныние самому себе отвечать краткой молитвой Иисусовой.
Домашние заботы, дорога в час пик, шум на работе — даже если мы смогли организовать свою жизнь так, чтобы есть только разрешенную пищу, читать молитвенное правило целиком и даже молиться в течение дня, от всей этой суеты мы страшно устаем. И здесь нам на помощь приходит храм.
В монастырях и во многих приходских храмах в больших городах Великим постом богослужения совершаются каждый день утром и вечером. Стоит перед или после работы зайти хотя бы на часть службы — это настраивает на совершенно отличный от окружающей действительности лад.
Есть богослужения, ради которых не грех и отпроситься с работы пораньше. Таковы — Великий канон Андрея Критского в первые четыре дня Великого поста, Мариино Стояние вечером в среду пятой седмицы, акафист Божией Матери вечером в пятницу, службы Страстной седмицы…
Хотя бы один раз в течение поста хорошо посетить Литургию Преждеосвященных Даров — между прочим, в некоторых храмах ее иногда совершают по вечерам (например, в Сретенском монастыре несколько раз за пост Преждеосвященная начинается в 18.00).
Общеизвестно: пост нужен не Богу, а нам. Великий пост состоит из двух частей: Четыредесятницы и Страстной седмицы. Первая — время покаяния, вторая — время очищения, подготовки к Пасхе.
Не зря Церковь дважды за Четыредесятницу предлагает нам чтение канона Андрея Критского. Не зря каждую великопостную субботу за Всенощным бдением мы слышим песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Не зря за три недели до поста Церковь призывает к покаянию: притчей о мытаре и фарисее, притчей о блудном сыне, напоминанием о Страшном суде и изгнании Адама из рая.
Именно для покаяния нам и нужно время Четыредесятницы. Если не собираешься каяться, не стоит начинать и поститься — напрасная трата здоровья.
Кстати, здоровье. Если во время поста возникают проблемы с самочувствием, степень воздержания следует немедленно оговорить с духовником.
Ни о каком самочинном посте по уставу или даже близко к уставу не может идти и речи, если имеются болезни, связанные с желудком или обменом веществ. В современных условиях даже монастыри в редких случаях постятся с сухоядением — не осудит Господь и работающего человека, не блещущего здоровьем.
(Стоит вспомнить, что Великим постом в храмах совершается таинство Соборования — помазание специально освященным маслом с молитвой об исцелении болящих.)
Никоим образом не приблизит к Богу язва желудка, а может и существенно отдалить — крайне тонка грань между искренним стремлением к послушанию церковному уставу, не щадя живота своего, и гордостью за свое усердие.
«Пощусь — тщеславлюсь, и не пощусь — тщеславлюсь», — скорбит преподобный Иоанн Лествичник в своей «Лествице».
«Тщеславие пощением» опасно своей очевидностью и рука об руку идет с осуждением. Брат вкушает рыбу на первой седмице Великого поста, тогда как ты сидишь на хлебе и воде? Не твое дело. Пьет молоко, а ты даже сахар в чай не кладешь? Ты не знаешь особенностей работы его организма (кстати, в семинариях часто студентам дают молочные продукты). Съел сосиску и на следующий день пошел причащаться, тогда как ты начал евхаристический пост еще до Всенощного бдения? Это дело его и допустившего его к таинству священника.
«Тщеславие непощением» — более тонкая страсть. В наше время существует такой персонаж, как мытарь, гордящийся тем, что он не фарисей. И тут уже возникает другая тенденция: он не ест растительного масла — а зато я дома кладу сто земных поклонов перед сном! Он не употребляет никакого алкоголя — а зато я каюсь каждые выходные!
Поэтому хочется повторить призыв воспитателей в детском саду: «Смотри к себе в тарелку!»
И вообще, меньше рассуждай о еде. Как бы ни набила оскомину эта простейшая истина, Великий пост только в наименьшей степени — изменение режима питания.
Вегетарианцы никогда животной пищи не едят — к Богу их это ни приближает, ни удаляет, в точности в соответствии со словами апостола.
Продолжение известной цитаты: «но всяким словом Божиим», — идеально подходит к великопостному периоду, когда чтению Библии — слова Божьего — уделяется особенное внимание.
За Великий пост принято прочитывать целиком Евангелие. Также в этот период в храмах ежедневно читается Ветхий Завет.
Небесполезно будет почитать Святых Отцов — «Лествицу», Избранное Добротолюбие, толкования на Евангелие…
Хорошо бы сочетать уменьшение интереса к содержимому чужих тарелок с увеличением внимания к ближним в целом.
Сосредоточение на собственном духовном состоянии не должно превращаться в равнодушие к окружающим. Пост должен идти на пользу воспитанию в себе обеих добродетелей: любовь к Богу и любовь к ближним.
Святитель Иоанн Златоуст призывал тратить сэкономленные на постной трапезе средства на помощь бедным. Несколько дней пообедав в столовой гарниром без котлеты, можно купить перчатки мерзнущему нищему или развивающую игру в детский дом.
Совсем не обязательно во время поста прерывать общение с людьми, которым оно может пригодиться, — беременной подругой, болеющей соседкой, одиноким родственником. Беседа с ними за чашкой чая — это не развлечение, а помощь ближнему.
Доброе отношение к ближним иногда оборачивается к нам самой неприятной стороной: человекоугодием. На самом деле никакого доброго отношения здесь, как правило, нет — есть собственная слабохарактерность и зависимость от чужого мнения. Именно Великим постом эта страсть обостряется.
«Давай встретимся в пятницу после работы в кафе!» — предлагает подруга, и вот ты уже вместе с ней заказываешь пирожное — нельзя же обижать!
«Приходи в гости в субботу вечером!» — зовут соседи, и ты пропускаешь службу, вместо того чтобы извиниться и перенести встречу на более позднее время или воскресенье.
«Съешь кусочек курицы, а то я обижусь!» — откровенно капризничает родственница, и тут можно даже почтением к старшим прикрыться, только это будет лукавство: нежелание идти на конфликт далеко не всегда связано с любовью к ближнему.
Чтобы освободиться от греха человекоугодия, можно вспомнить совет, данный старцем Паисием Святогорцем: мы должны скрывать наши личные посты, чтобы не поститься напоказ, но пост общецерковный — это стояние в вере. Мы должны не только сами уважать ближних, но и стремиться, чтобы нас и нашу веру уважали.
Чаще всего люди понимают вежливые объяснения и входят в положение. А еще чаще оказывается, что наши мудреные толкования — надуманы. Подругу в кофейне совсем не смущает наша пустая чашечка эспрессо, соседи будут рады встрече и после службы, а родственница с удовольствием угостит постящегося гостя картошкой с грибами.
Наконец, самое главное правило Великого поста — помнить, ради чего существует этот период.
Великий пост — время сосредоточенного ожидания Светлого Христова Воскресения. Ожидания деятельного: вместе с Господом мы попытаемся пройти сорок дней поста, вместе с Господом подойдем к гробнице Лазаря, вместе с Господом войдем во Иерусалим, будем слушать Его в Храме, причастимся вместе с Апостолами на Его Тайной Вечере, пройдем за Ним Крестным путем, с Божией Матерью и любимым Христовым апостолом Иоанном будем скорбеть на Голгофе…
Наконец, вместе с мироносицами мы придем к открытому Гробу и вновь, и вновь переживем радость: Его здесь нет. Христос Воскресе!
Как молиться в Великий пост
Православный молитвослов на дни Великого поста будет полезен и интересен тем, кто хочет понять смысл богослужений в это время. Он поможет проникнуться покаянным духом. Люди, не имеющие возможности посещать постоянно храм, смогут выучить содержание богослужений Седмицы, получат возможность духовно сопереживать с церковью.
О Великом посте
Каждый год православный мир приступает к самому длительному посту — Великому. Длится он 48 дней — от Чистого понедельника до Великой субботы. Эти недели — память о периоде, когда Христос провел 40 дней в пустыне. Там он постоянно молился, не принимал пищу и противостоял искушениям дьявола. Спаситель успешно выдержал испытание голодом и одиночеством.
К сорокадневному периоду церковь добавила Страстную Седмицу, вспоминая о входе Христа в Иерусалим. Там он принял смерть на кресте. В этот период христиане вспоминают мучения Иисуса, переживают и скорбят о его смерти. Зато потом, в праздник Светлого Воскресения, радуются.
Верующий, приступая к Великому посту, преследует такие цели:
очищение души;
оздоровление тела;
противостояние внешним и внутренним соблазнам.
Придерживаясь правильного поведения, человек начинает понимать, какой подвиг совершил Христос. В этом случае он на себе ощущает тяжесть сопротивления искушениям.
Великий пост не только самый длинный, но и самый строгий. Во время него отказываются от мясных и молочных продуктов. Рыбу и растительное масло разрешается употреблять всего несколько раз за 48 дней. Но каждый христианин должен понимать, что многодневный пост — не только воздержание в еде. Это прежде всего:
противостояние всякому греху;
отказ от алкоголя;
воздержание от интимных отношений и злословия.
Святые отцы церкви указывают на то, что 48-дневной пост — это воспитание духа. Если человек отступится от запретов в еде, то Господь простит ему. Но когда верующий сквернословит, совершает греховные поступки, он очерняет свою душу.
Правила моления в постное время
Придерживаться канонических законов в период поста сложно. Для каждого верующего главным помощником для правильного проведения этого времени станет молитва. В постный период нужно больше молиться, чем в обычные дни.
Необходимо также по возможности чаще посещать храм, где священнослужители направят человека, который принял пост. Это настраивает на отличный от окружающей действительности лад. В церкви каждый день проводятся богослужения, помогающие людям молиться. Посещая их, человек не будет себя чувствовать одиноким в вере, он получит поддержку, сможет пообщаться с единомышленниками. Это поможет верующему выдержать пост, согласно установленным правилам. На богослужение можно брать с собой специальную книгу, в которой содержатся тексты. Среди литургий есть важные службы, на которых стоит побывать:
Великий канон Андрея Критского — в первые 4 дня поста;
Мариино стояние — вечером в среду пятой Седмицы;
акафист Божией Матери — в вечернее время пятницы;
службы Страстной Седмицы.
Не всегда человек может посещать храм. В этом случае ему необходимо молиться в домашних условиях самому или совместно со своими родными. Приобщать к вере нужно также своих детей, тогда и родители становятся на ступень выше в общении с Господом.
Высшие силы необходимо просить об укреплении веры и воздержании от пороков. Молитвы о благополучии и счастье лучше читать в другое время. В Великий пост используют:
утренние и вечерние молитвы;
молитву Ефрема Сирина — универсальные священные слова, который присоединяют к ежедневным прошениям;
молитвы о покаянии.
Читать молитвенные тексты нужно каждый день. Их также повторяют в момент соблазна. От дурных мыслей отвлекает чтение Священного Писания. По окончании поста люди, которые смогли выдержать его, получают Божью благодать.
Подробнее на Весь Искитим: https://vesiskitim.ru/2021/02/19/190394-molitvy-dlya-velikogo-posta-po-dnyam-kotorye-nuzhno-chitat-doma
