О роли кластеризации промышленности в обеспечении экономической безопасности государства
Обеспечение собственной экономической безопасности одна из основных задач современного государства в современном многополярном и глобализированном мир. Фундаментальной основой высокого уровня экономической безопасности государства является конкурентоспособность страны и уровень ее экономического, инновационного, общественного развития. Кластерный подход, применяемый для развития промышленности национальной экономики, позволяет решать ряд задач в области экономической безопасности, в частности: повышение национальной конкурентоспособности, стимулирование инновационной деятельности, организация эффективного взаимодействия государства, бизнеса, науки.
В обеспечении экономической безопасности государства принимаются участие такие механизмы государственного управления, как: нормативно-правовой, институциональный, финансовый и информационно-аналитический. Развитие рыночных способов регулирования экономики, повышение эффективности управления экономикой и региональной экономической политики выступают в качестве инструментов и средств обеспечения экономической безопасности государства. В свою очередь, основанная на кластерном подходе, кластерная политика, как элемент реализации государственной политики управления промышленностью, дает возможность в практическом плане реализовать цели и задачи повышения уровня экономической безопасности государства, ее стабилизации и эффективного развития.
Основной целью кластерной политики является повышение конкурентоспособности и инновационного потенциала предприятий и отдельных отраслей, а так же развитие малого и среднего бизнеса, активизация промышленного, экономического, социальной жизни регионов страны.
Цели реализации кластерной политики непосредственно в обеспечении экономической безопасности государства могут быть определены как: разработка концепции развития кластерных образований государства; институциональное обеспечение развития кластеров; обеспечение безопасности процесса кластеризации экономики; развитие инфраструктуры, необходимой для формирования и функционирования кластеров.
Одним из основных первичных результатов влияния процесса внедрения кластерной политики на уровень экономической безопасности является повышение конкурентноспособности национальной продукции. Именно достижение конкурентных преимуществ – цель объединения предприятий в кластер. А взаимная кооперация и объединение ресурсов дают возможность получать определенные преимущества на международных рынках.
Несомненно, еще одним результатом процесса кластеризации промышленности национальной экономики является рост уровня внедрения инновационных технологий и доступности инновационного продукта. Это связано с тем, что применение новаторских научно-технических технологий и инновационных разработок лежит в основе создания промышленного кластера, особенно инновационного. Такая активизация научно-технического развития позитивно влияет на уровень экономической безопасности государства, обеспечивая ускорение научно-технического прогресса, увеличение в составе реализуемой государством на международных и внутренних рынках доли инновационного продукта, содействуют популяризации, росту числа и профессионализма специалистов сферы новых технологий.
Создание кластерного кооперативного образования влечет за собой рост производственной и деловой активности, увеличивается результативность финансово-хозяйственных взаимоотношений участников кластера, улучшается логистическая и транспортная система, совершенствуется социальная и коммерческая инфраструктура региона, в котором расположено подобное образование, позитивно изменяется уровень доходов населения, отчислений в местные и государственные бюджеты, на региональном уровне стимулируется развитие предприятий, не связанных с деятельностью кластера. То есть, положительно прогрессируют показатели социальной, демографической безопасности, что влечет повышение и макроэкономического уровня государственной безопасности.
Следует отметить, что процесс кластеризации может иметь не всегда позитивные результаты на общегосударственном уровне. Так, активное развитие регионов с кластерными образованием может диссонировать с остальными регионами, создавая определенный рост диспропорции экономического развития разных частей государства. Подобная диспропорция повлечет внутригосударственную миграцию населения, когда жители менее развитых регионов, будут стремиться в более развитые. Уровень доходов населения в зависимости от территории населения так же может отличаться. Еще одним последствием кластерного регионального развития может стать зависимость жителей и органов самоуправления территориальной общины, местных органов государственной власти от кластера, а в первую очередь от его ядра, представленного, зачастую, крупным финансово-промышленным предприятием или инвестиционной компанией, может возникнуть ситуация, когда принятие управленческих решений будет зависеть от мнения таких субъектов бизнеса. Небезосновательным будет выделение и вероятность возникновения экологических проблем, сужение направлений регионального развития до одного, так как финансы и основные ресурсы региона будут направлены на обеспечение деятельности кластера.
Резюмируя выше обозначенное, отметим, что применение кластерной политики и технологий кластеризации при разработке и внедрении промышленной политики в основном позитивно влияет на обеспечение национальной экономической безопасности. При этом применение подобных подходов для управления государственной экономикой требует просчета возможных рисков и дополнительных научно-методических разработок с ориентацией на их практическое применение в каждом конкретном случае.