Открытие памятника Минину и Пожарскому
В этот день, 4 марта 1818 года, в Москве был открыт памятник Кузьме Минину и князю Пожарскому.
Инициаторами установки памятника были члены передового Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Это же общество предложило во главе композиции будущего памятника поставить народного героя Кузьму Минина.
Памятник изображает момент, когда Минин обращается к раненому князю Пожарскому с призывом возглавить русское войско и изгнать поляков из Москвы. Стоя, он одной рукой вручает Пожарскому меч, а другой показывает ему на Кремль, призывая встать на защиту Отечества.
Изначально скульптуру хотели установить на Страстной площади, затем выбрали место перед зданием Верхних торговых рядов на Красной площади, где он и был установлен.

Па́мятник Ми́нину и Пожа́рскому — скульптурный монумент, посвящённый предводителям Второго народного ополчения 1612 года, а также окончанию Смутного времени и изгнанию польских интервентов из России. Является первым крупным скульптурным памятником в Москве. Был создан по проекту архитектора

Ивана Мартоса в 1818 году.
Памятник выполнен в стиле классицизма, что объясняется монументальностью форм и плавностью объёмов. Монумент состоит из бронзовой скульптурной группы и гранитного пьедестала с бронзовыми барельефами. Пьедестал украшен барельефами с двух сторон и надписью: «Гражданину Минину и Князю Пожарскому благодарная Россія. Лѣта 1818». Высота памятника (без террасы) составляет примерно 8,3 м, по другим данным — 8,6 м и 8,8 м.
Проектирование
Идея об установке памятника героям освободительного ополчения возникла в 1802 году, когда петербургская Академия художеств предложила студентам в качестве рабочей темы подвиг нижегородского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. На следующий год в Петербурге на заседании Вольного общества любителей словесности, наук и художеств писатель Василий Попугаев высказал мысль о необходимости сооружения монумента руководителям ополчения 1612 года и выдающемуся деятелю патриарху Гермогену. Несмотря на это, император Александр I не поддержал идею, так как решил, что невозможно собрать достаточно средств для её осуществления.
В 1804-м адъюнкт-ректор Академии художеств Иван Мартос, проявив инициативу, выполнил модель памятника и представил её публике, которая положительно оценила его работу. Через три года была опубликована гравюра с первой модели памятника. Хотя это была не окончательная композиция, Иван Мартос уже в первом проекте отразил её основные черты: Минин и Пожарский были представлены освободителями Отечества от иноземной интервенции.
После создания проекта памятника разговоры о его установке прекратились. Однако в 1808 году жители Нижнего Новгорода снова подняли вопрос о возведении монумента, собрав по подписке средства на него. Император Александр I поддержал обращение, дав разрешение на открытие конкурса. В числе участников были скульпторы Иван Мартос, Иван Прокофьев, Феодосий Щедрин, Василий Демут-Малиновский, Степан Пименов, архитекторы Жан-Франсуа Тома де Томон и Андрей Михайлов. По результатам отбора лучшим проектом была признана работа Ивана Мартоса, её утвердили к созданию в ноябре 1808 года.
1 января 1809 года объявили всенародную подписку и разослали по всей России гравюры проекта. Однако из-за финансовых проблем работу над памятником приостановили. По распоряжению Александра I монумент должны были установить в Нижнем Новгороде, однако Мартос считал, что памятник должен стоять в Москве, где происходили основные события второго народного ополчения, и добился разрешения на установку. Таким образом, когда в 1811 году сумма собранных средств достигла 136 тысяч рублей, Комитет министров дал согласие на возведение памятника в Москве. В то же время 18 тысяч рублей, присланные нижегородской губернией, пошли на создание обелиска в Нижнем Новгороде, который установили в 1828 году на территории Кремля, рядом с собором Михаила Архангела, где хранится прах Кузьмы Минина.
Изготовление
Работа над малой моделью памятника началась в конце 1811 года. Скульптор не прекращал заниматься им даже во время Отечественной войны 1812-го. При работе над фигурами Минина и Пожарского Мартосу позировали его сыновья. В 1815 году была закончена большая модель, создавать её помогал скульптор Иван Тимофеевич Тимофеев. Он поднимал тяжести, передвигал подмостки, перетаскивал глину и другие рабочие материалы, смачивал большую глиняную скульптурную группу для поддержания влажности ежедневно в течение двух лет. На обозрение выставили обе модели, заслужившие всеобщее одобрение, с которых впоследствии сняли формы. Для отливки монумента Мартос заключил договор с известным в то время литейным мастером Академии художеств Василием Екимовым.
В то время выпускалось множество газетных заметок и журнальных статей о памятнике, это было связано с высоким интересом к его созданию, появившемуся после освобождения Москвы от наполеоновских войск. Так, журнал «Вестник Европы» издал статью, посвящённую отливке монумента и её благополучному завершению. Также там было подчёркнуто, что Василий Екимов одним из первых стал отливать фигуры полностью, а не частями. Сначала восковые фигуры 45 раз обмазывались жидкой смесью из толченого кирпича и пива, постоянно просушиваясь опахалами из перьев, а затем внутренность фигур заполнялась составом из алебастра и толчёного кирпича — калидра. В течение месяца 16 заранее установленных печей вытапливали воск, одновременно 1100 пудов меди с 10 пудами олова и 60 пудами цинка плавились в нескольких печах на протяжении 10 часов. Наконец 5 августа 1816 года произошла отливка, занявшая всего 9 минут. Впервые в России сложная композиция, состоящая из двух фигур, была отлита за один раз, кроме меча, шлема и щита.

Гранитные блоки для постамента были изготовлены петербургским камнетёсом Самсоном Сухановым. Их производство шло в Выборгской губернии недалеко от деревни Киркопеле. Также в разработке пьедестала участвовал зять Ивана Мартоса — Авраам Мельников. Он делал рисунки и шаблоны и тщательно наблюдал за отделкой постамента. В феврале 1817 года утвердили надпись на пьедестале «ГРАЖДАНИНУ МИНИНУ И КНЯЗЮ ПОЖАРСКОМУ БЛАГОДАРНАЯ РОССіЯ. ЛІЪТО 1817». Но так как открытие памятника состоялось только в 1818-м, конец фразы изменили на «ЛІЪТА 1818».
В 1807 году «Журнал изящных искусств» опубликовал статью Николая Кошанского «Памятник Минину и Пожарскому, назначенный в Москве», в которой отмечалось, что Мартос представил значительный момент:
« Вид Минина твёрд и решителен; в глазах приметно ожидание чего-то великого, и полуотверзтые уста его, кажется, говорят Герою: Спаси Отечество! Взор Пожарского устремлён к небу, сомнение и надежда, желание и ожидание помощи свыше, кажется одушевлены в чертах Героя… Как искусно художники умеют говорить изображению всеми чувствами! »
Положительно о памятнике отзывался русский писатель и журналист Николай Полевой: «…кто из нас не умилялся, взирая на величественный памятник, который гражданину Минину и сотруднику его князю Пожарскому воздвигла благодарная Россия!». Полевой считал правильным, что имя Минина стоит впереди, так как «…без него что мог бы сделать Пожарский…».
За работу над памятником скульптор Иван Мартос был возведён в чин действительного статского советника с назначением пенсии 4000 рублей в год. Литейный мастер Василий Екимов получил 20 000 рублей и орден Анны II степени, скульптор Иван Тимофеев — 3000 рублей, архитектор Авраам Мельников — подарок.
Установка и смена места
После окончания работ 21 мая 1817 года монумент отправили водным путём из Петербурга в Москву. Его везли по Неве и Онежскому озеру, затем через Мариинскую систему, по Шексне до Рыбинска, оттуда Волгой в Нижний Новгород, где 2 июня памятник встретили огромные толпы. Далее путь шёл вверх по Оке до Коломны и завершился 2 сентября 1817 года на Москве-реке у стен Кремля.До февраля 1818 года шли работы по возведению монумента. Изначально скульптурный монумент планировали поставить у Тверской заставы, однако Мартос выбрал расположение около Верхних торговых рядов на Красной площади лицом к Кремлю. Памятник установили посередине Красной площади перед Верхними торговыми рядами лицом к Кремлю. Монумент был окружен четырьмя фонарями, а с левой стороны стояла будка с охранявшим его гренадером.
20 февраля 1818 года состоялось торжественное открытие памятника. В начале мероприятия была исполнена оратория композитора Степана Дегтярёва «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы», написанная им в 1811 году. В открытии участвовали четыре сводных гвардейских полка, прибывшие из Петербурга, позднее приехали все члены императорской семьи во главе с императором Александром I, а также чины двора. Кремлёвские стены и башни вместе с крышами прилегающих зданий были заполнены людьми.
В 1829 году юный Виссарион Белинский, будущий литературный критик, в письме к друзьям в Чембар рассказывает, какой «священный трепет» он испытывает, каждый раз проходя мимо памятника и рассматривая его. Белинский называет стоящие на постаменте фигуры Минина и Пожарского «двумя вечно сонными исполинами веков, обессмертивших имена свои пламенною любовью к милой родине». В продолжении он добавляет: «Может быть, время сокрушит эту бронзу, но священные имена их не исчезнут в океане вечности».
Однако среди хвалебных высказываний присутствовали и критические замечания. Так, поэт Александр Пушкин был недоволен надписью и дал ей следующую оценку: «Надпись Гражданину Минину, конечно, не удовлетворительна: он для нас или мещанин Косма Минин по прозванию Сухорукой, или думный дворянин Косма Минич Сухорукой, или, наконец, Кузьма Минин, выборный человек от всего Московского государства, как назван он в грамоте о избрании Михаила Романова. Всё это не худо было бы знать, также как имя и отчество князя Пожарского». Это примечание так и не было напечатано, так как относилось к строкам статьи Михаила Погодина «Прогулка по Москве», которые не пропустила цензура.
В советское время памятник и обе исторические личности, которым был посвящён памятник, подверглись жёсткой критике со стороны литературных деятелей. В столичной газете «Вечерняя Москва» от 27 августа 1930 года была опубликована статья «Пора убрать исторический мусор с площадей» публициста Владимира Блюма. В ней он называет Минина и Пожарского «представителями боярского торгового союза, заключённого 318 лет назад на предмет удушения крестьянской войны», которые «и не думают убираться восвояси». Поэт Джек Алтаузен высказал подобное мнение в стихотворной форме, предлагая расплавить памятник «двум лавочникам». Писатель Демьян Бедный также внёс свой вклад, поддерживая идею о сносе памятника. Он написал поэтический фельетон «Без пощады» в газете «Правда» от 6 декабря 1930 года, где заключил, что на месте «двух казнокрадов» мог бы стоять крымский еврей Хозя Кокос, который помог Ивану III в свержении ордынского ига. Такие высказывания были характерны для советского времени. Несмотря на это, секретариат ЦК ВКП (б) в специальном постановлении строго осудил Демьяна Бедного за «фальшивые нотки, выразившиеся в огульном охаивании „России“ и „русского“».
В середине XIX века монумент оградили ажурной чугунной решёткой и поставили новые фонари. В 1931-м в связи с реконструкцией Красной площади и строительством Мавзолея Владимира Ильича Ленина памятник перенесли к Покровскому собору. По воспоминаниям Лазаря Кагановича, бывшего в то время первым секретарём Московского комитета ВКП (б), решение о перемещении памятника Минину и Пожарскому принял сам Иосиф Сталин. После перестановки в середине XX века памятник больше не менял расположение и в настоящее время находится на том же месте.
Ежегодно в День народного единства люди приносят к памятнику цветы. Так, 4 ноября 2017 года в честь праздника и в память об освободительном движении 1612 года президент Владимир Путин возложил букет красных роз к монументу, в церемонии приняли участие патриарх Кирилл вместе с представителями различных конфессий, членами Совета по межнациональным отношениям и представителями молодёжных организаций.
интересно?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Здравствуйте. Благодарю за информирование.
Спасибо за интересную публикацию