Минфин разъяснил, как применять новые ограничения по раскрытию информации в бухгалтерской отчетности
С 27 февраля в ряде ПБУ действуют новые правила: в баланс и отчет о финансовых результатах разрешается не включать информацию, раскрытие которой может привести к экономическим потерям или нанести урон деловой репутации. Финансисты привели примеры реализации этого права.
Так, по ПБУ "Доходы организации" можно скрыть сведения об организациях, которые получили основную часть выручки по договорам с неденежным исполнением обязательств. При этом нужно привести основания, по которым информацию решено не отражать.
Степень ограничения раскрываемой информации организация определяет сама. Однако Минфин особо отметил: речь идет лишь об ограничении объема сведений, а не о том, чтобы в принципе не отражать их в отчетности.
Документ:
Информационное сообщение Минфина России от 24.02.2021 N ИС-учет-32 Подробнее ➤
УСТАНОВЛЕНЫ ОСОБЕННОСТИ
РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ В БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Федеральные стандарты бухгалтерского учета (далее - ПБУ) определяют объем, содержание и порядок раскрытия информации в бухгалтерской отчетности организаций.
Приказом Минфина России от 27 ноября 2020 г. N 287 н в ряд ПБУ внесены изменения, которые предоставляют составителю бухгалтерской отчетности возможность раскрывать информацию в ограниченном объеме в определенной ситуации (ранее - такая возможность была установлена ПБУ 8/2010 для раскрытия информации об оценочных обязательствах, условных обязательствах и условных активах). Изменения направлены на снижение рисков отчитывающейся организации, возникающих, когда раскрытие той или иной детализированной информации в бухгалтерской отчетности приводит и (или) может привести к последствиям, нежелательным для организации и (или) иных лиц, в отношении которых организация раскрывает такую информацию.
Исходя из приказа Минфина России от 27 ноября 2020 г. N 287 н, под раскрытием информации в бухгалтерской отчетности в ограниченном объеме понимается:
информация, которая может быть раскрыта в ограниченном объеме:
Содержание информации Федеральный стандарт, которым установлены обязанность раскрывать информацию и объем раскрываемой информации
О доходах организации ПБУ 9/99 "Доходы организации", утвержденное приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32 н
О связанных сторонах ПБУ 11/2008 "Информация о связанных сторонах", утвержденное приказом Минфина России от 29 апреля 2008 г. N 48 н
О договорах строительного подряда ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда", утвержденное приказом Минфина России от 24 октября 2008 г. N 116 н
По сегментам ПБУ 12/2010 "Информация по сегментам", утвержденное приказом Минфина России от 8 ноября 2010 г. N 143 н
ситуация, в которой допустимо ограниченное раскрытие информации, - когда раскрытие информации в объеме, предусмотренном указанными ПБУ, приведет или может привести к потерям экономического характера и (или) урону деловой репутации организации и (или) ее контрагентов, и (или) связанных с ней сторон. Например, раскрытие информации в объеме, предусмотренном указанными ПБУ, приводит или может привести к введению мер ограничительного характера иностранным государством и (или) государственным объединением, и (или) союзом, и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза, в отношении отчитывающейся организации и (или) ее контрагентов, и (или) связанных с ней сторон;
круг организаций, которые вправе раскрывать информацию в ограниченном объеме, - все организации, составляющие бухгалтерскую отчетность в соответствии с законодательством Российской Федерации и на которые распространяется действие указанных ПБУ;
часть бухгалтерской отчетности, в которой допустимо раскрытие информации в ограниченном объеме, - пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (коммерческие организации), пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств (некоммерческие организации);
допустимый характер ограничения - ограничение объема раскрываемой информации, предусмотренного конкретным ПБУ. При этом под раскрытием информации в ограниченном объеме понимается такое раскрытие, при котором информация приводится в отчетности, но без сведений, которые обусловливают потери экономического характера и (или) урон деловой репутации организации и (или) ее контрагентов, и (или) связанных с ней сторон. Ограничение объема раскрываемой информации не предполагает и не тождественно исключению какого-то вида информации в полном объеме из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах (отчета о целевом использовании средств), пояснений к ним. Ограничение объема раскрываемой информации не касается составления бухгалтерской отчетности.
степень ограничения раскрываемой информации - определяется отчитывающейся организацией самостоятельно, исходя из конкретных условий и обстоятельств ведения хозяйственной деятельности этой организацией и (или) ее контрагентами, и (или) связанными сторонами. При этом имеется в виду, что в приказе Минфина России от 27 ноября 2020 г. N 287 н речь идет лишь об ограничении объема раскрываемой информации, а не об исключении информации из отчетности в полном объеме;
орган, принимающий решение о наличии ситуации, в которой необходимо ограниченное раскрытие информации, - руководство отчитывающейся организации;
орган, принимающий решение о том, какая информация раскрывается в ограниченном объеме, и о степени такого ограничения - руководство отчитывающейся организации.
Обоснованность раскрытия информации в ограниченном объеме, в том числе наличие ситуации, в которой необходимо ограниченное раскрытие информации, допустимость принятой отчитывающейся организацией степени ограничения раскрываемой информации, рассматривается и подтверждается независимым аудитором в ходе аудита бухгалтерской отчетности. В публичных акционерных обществах данный вопрос должен быть предметом рассмотрения комитета по аудиту совета директоров (наблюдательного совета).
Приказ вступает в силу с 27 февраля 2021 г. и подлежит применению, начиная с раскрытия информации в бухгалтерской отчетности за 2020 г.
Разрешено заочное утверждение годовой бухгалтерской
отчетности в 2021 году
Федеральными законами "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью" установлен порядок утверждения годовой бухгалтерской отчетности соответственно акционерного общества (АО) и общества с ограниченной ответственностью (ООО). Федеральным законом от 24 февраля 2021 г. N 17-ФЗ на период до 31 декабря 2021 г. включительно приостановлено действие положений названных Федеральных законов, устанавливающих запрет на проведение общих собраний в форме заочного голосования.
В связи с этим в 2021 г. годовая бухгалтерская отчетность АО и ООО может быть утверждена решением общего собрания акционеров или общего собрания участников ООО в форме заочного голосования без проведения собрания (совместного присутствия акционеров или участников для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решения по вопросам, поставленным на голосование). Для процедуры заочного голосования по поводу утверждения годовой бухгалтерской отчетности совет директоров АО или исполнительный орган ООО должны предварительно принять решение о форме проведения общего собрания. При этом общее собрание акционеров должно быть проведено не позднее 30 июня года, следующего за отчетным, а общее собрание участников ООО - не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
Федеральный закон от 24 февраля 2021 г. N 17-ФЗ вступает в силу 7 марта 2021 г.
Департамент регулирования
бухгалтерского учета,
финансовой отчетности
и аудиторской деятельности
Минфина России
Актуально?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты