Верховный суд: случайно переведённые деньги - неосновательное обогащение получателя

Жизнь сейчас всё больше проходит в цифровом формате. Онлайн-вклады, платежи и т. д., и т. п. Никто не застрахован от ошибок при переводах. Расскажу об ещё одной ситуации, которая дошла до Верховного суда.
Хотя, думаю, до столь высокой инстанции доводить не стоило.
Принцип "получил случайно - верни" должен применяться и без судов.
А то некоторые граждане случайно полученные деньги считают своим выигрышем в лотерею))
Суть дела
Женщина из Нальчика перевела 55 тыс. руб. Однако, ошиблась с одной цифрой в счёте получателя. И деньги пришли на счёт того, кому они не предназначались. Обратившись к получательнице, инициатор перевода получила отказ.
Получательница не захотела расставаться с неплохой суммой.
Как ни странно, местные суды тоже не захотели лишать получательницу денег, полученных в результате неосновательного обогащения, и суды истица проиграла. В решении Нальчикского городского суда отмечено, что для перевода истице сначала нужно было зайти в онлайн-банк, затем уже подтвердить перевод. Поэтому, по мнению суда, истица не могла не понимать, куда перевела деньги. И ещё была "железная аргументация": плательщица долго не предпринимала никаких действий по возврату денежек. Ведь с момента неправильного перевода до обращения в суд прошло больше 2-х лет. И отказал, сославшись на ст. 1109 ГК РФ.

Апелляция и кассация с первой инстанцией согласились.
Но плательщица оказалась настойчивой и дошла до Верховного суда.
Верховный суд отправил дело на новое рассмотрение, сделав вывод, что местные суды рассмотрели дело ненадлежащим образом. Руководствоваться судам стоило статьёй 1102 ГК РФ.

В такой ситуации плательщику стоит доказать просто факт перевода. А получателю - законность получения денег. Иск, если не знаешь ответчика, стоит подавать по месту нахождения банка (филиала). Суд, установив истца, при необходимости передаст иск по подсудности.
Вот так завершился очередной этап простейшего, казалось бы, дела. Само дело не завершено, т. к. направлено на новое рассмотрение в Верховный суд Кабардино-Балкарии.
Можно было бы подумать, что ответчику в такой ситуации выгодно не отдавать деньги. Но иск в этой ситуации ответчица получила на сумму не 55 тысяч, а сто одну с копейками. Это и проценты за пользование чужими денежными средствами по ст. 395 ГК РФ, и расходы на оплату услуг представителя. Кстати, расходы на представителя наверняка не окончательные.
Вывод
Незаконно полученное - это не манна небесная и не выигрыш в лотерею. Эти деньги лучше возвращать по первому требованию. Иначе можно понести серьёзные убытки.
И опять поражаюсь, почему простейшее дело понадобилось тащить аж в Верховный суд. Неужели судьи первой, апелляционной и кассационной инстанции не видели очевидного?
Материал для статьи использовался из "Российской газеты", вот ссылка на источник.
Рекомендую почитать: а нужны ли нам кредиты?
Вы согласны с Верховным судом?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
С точки зрения практики в суд пойдут единицы.
Большинство граждан просто утрётся, максимум - обратится в полицию, где в возбуждении УД откажут.
С этой точки зрения отдавать - торопиться не надо.
Отличный комментарий. То, что у нас граждане судов боятся, как чёрт ладана, - согласен. Т. к. знаю. У многих позиция - пусть имеют, как хотят, но в суд - ни-ни. Пример: обнаружив косяк в начислениях в ЖКХ, получил с беспредельщиков по полной, в троекратном размере.
Предложил соседям. С них, сказал, возьму только то, что присудит суд. Всё излишне уплаченное мне верну. Так никто не захотел.
Лишь пятерых удалось убедить, один из которых - мой тесть.
Первый вопрос у таких граждан:
А сколько получит на моём деле гадёныш-юрист?
Прикинув сумму, они обычно предпочитают остаться в своём г*вне, но и юристу не дать заработать на кусок мыла.
Уверен, что Вы правы.
Опишу такую мошенническую схему. На телефон поступает сообщение, что по ошибке сумма, обычно небольшая, около 1 тыс. руб., уплачена не на тот номер. Мошенник извиняется и просит перечислить ошибочную сумму на "правильный номер". Разумеется, не на тот, с которого пришло сообщение.
Ошибочная сумма действительно поступает. Честный человек, которому чужого не надо, отправляет платёж на указанный номер.
Мошенник в свою очередь обращается к мобильному оператору с просьбой в связи с допущенной ошибкой вернуть деньги на его счёт. Платёж, якобы ошибочный, подтверждается чеком. Существует срок, в течение которого можно исправить такую ошибку.
В результате мошенник в любом случае ничего не теряет: сумму получает в одинарном или двойном размере. А вошедший в положение честный человек сам платит на указанный номер, и такую же сумму как ошибочно поступившую снимает с его счёта мобильный оператор.
Как, по мнению уважаемых юристов, следует поступать при получении СМС о такой "ошибке"? Правда, в такой ситуации небольшую сумму вряд ли кто-то будет пытаться вернуть через суд.
Спасибо за комментарий.
Предложить тому, кто перевёл, встретиться в офисе мобильного оператора и там решить проблему в присутствии сотрудника оператора связи. Ни в коем случае не переводить сразу.
Или сказать, пусть заплативший отменяет платёж в связи с допущенной ошибкой.
Встретиться в офисе - это вряд ли сработает. Я больше склоняюсь ко второму варианту. В то же время считаю необходимым поставить в известность мобильного оператора о случившейся возможной ошибке. Разумеется, зафиксировав своё обращение и ответ оператора в письменном виде. Можно по электронной почте.
Чужого лучше не брать, иначе свое потеряешь!
Это точно.
В данной ситуации - "жадный платит дважды"
А у меня обычно трижды. Или больше. По делам о защите прав потребителей