Зависимость Украины от белорусского топлива в свете дебатов о санкциях в отношении Беларуси
Еще небольшой обзор по нашим соседям, который и нас касается!
Поскольку Россия, похоже, усиливает войну на востоке Украины (см. EDM , 11 марта), дебаты на Западе о возможных санкциях против режима президента Беларуси Александра Лукашенко продолжаются. Одним из возможных действий, предположительно рассматриваемых, может стать введение эмбарго на экспорт белорусских нефтепродуктов в Европу. Однако такая политика была бы лишь частично эффективной без участия Украины, поскольку на долю последней приходится примерно треть объемов экспорта белорусского топлива (Argusmedia.com , 16 февраля). И по этой же причине маловероятно, что Киев поддержит такое предложение о санкциях.
Сектор нефтепереработки в Украине фактически рухнул за последние несколько лет, и в результате страна сильно зависит от импорта топлива. Единственный действующий крупный украинский завод по переработке сырой нефти - Кременчугский НПЗ, который контролируется Игорем Коломойским (одним из самых влиятельных олигархов страны, назначенным Госдепартаментом за его причастность к коррупционным усилиям на высоком уровне - Государство. Правительство, 5 марта). В 2020 году этот актив покрыл лишь небольшую часть внутреннего спроса на топливо в Украине: 21 процент комбинированного потребления дизельного топлива и бензина. Целых 64 процента совокупного спроса страны на дизельное топливо и бензин было обеспечено за счет импорта из Беларуси и Российской Федерации (также с использованием существующего постсоветского нефтепродуктопровода, соединяющего Россию с Украиной и Венгрией) (Argusmedia.com , 16 февраля).
Принимая во внимание этот факт (наряду с другими, не упомянутыми здесь, отраслевыми взаимозависимостями между двумя странами), кажется вполне понятным, почему Украина, скорее всего, неохотно поддержит экономические санкции против Беларуси. Однако все же важно вникнуть в детали, поскольку проблема имеет двоякий характер.
С одной стороны, гипотетическое эмбарго на поставки белорусского топлива в Украину (51 процент бензина и 30 процентов потребления дизельного топлива в 2020 году - Argusmedia.com , 16 февраля) может эффективно дестабилизировать рыночную ситуацию в последней стране, создав дополнительную нагрузку. Для украинцев в виде более высоких цен на топливо. Потенциальные риски следует считать относительно высокими по нескольким причинам. Во-первых, украинские импортеры топлива уже сталкиваются с возможностью нехватки топлива, поскольку поставки дизельного топлива и сжиженного нефтяного газа (СУГ) Роснефтью должны быть прекращены с 1 апреля этого года (Argusmedia.com, 15 марта). Во-вторых, украинское население в целом остается экономически уязвимым, и потенциальное повышение цен на внутреннее топливо, если оно будет значительным, может вызвать протесты по всей стране. Действительно, аналогичная ситуация уже имела место в январе этого года, когда люди выходили на улицы, чтобы выступить против повышения тарифов на природный газ; Эти демонстрации в конечном итоге вынудили правительство ограничить цены на газ (Opendemocracy.net , 15 марта).
С другой стороны, вопрос о возможных санкциях против Беларуси также следует анализировать в контексте связанных рисков для мобильности Вооруженных сил Украины. В настоящее время украинские военные получают топливо (дизельное топливо, бензин, авиакеросин) через государственную систему электронных закупок ProZorro. А в 2020 году Вооруженные силы заключили многочисленные соглашения с десятком различных отечественных компаний (Enkorr.ua , 11 февраля). Однако из-за зависимости украинского рынка нефтепродуктов от импорта из Беларуси большинство вышеперечисленных поставщиков также полагаются на продукцию белорусских НПЗ.
В 2020 году общий объем топлива, запрошенного Министерством обороны Украины (через открытые процессы закупок), достиг 200000 тонн, что примерно на 40 процентов больше, чем годом ранее, и является самым высоким показателем за последние семь лет (Enkorr.ua , 11 февраля). С точки зрения рынка 200 000 тонн - это не так много; Таким образом, запрет на поставки из Беларуси вряд ли приведет к продолжительной нехватке топлива для украинских военных. Тем не менее, даже временные сбои в некоторых случаях могут быть проблематичными, по крайней мере, в краткосрочной перспективе - например, если война на Донбассе будет быстро обостряться, и / или если Россия одновременно прекратит все поставки на Украину.
Следовательно, возможные реакции Европы и США на массовое насилие и репрессии, навязанные режимом Лукашенко, должны быть должным образом оценены, с особым вниманием к тому, могут ли санкции создать дополнительные риски для белорусского народа или, как в обсуждаемом случае, для сторонников.-Западные страны в регионе. Даже если отраслевые или экономические санкции в конечном итоге будут сочтены необходимыми из-за текущей ситуации внутри Беларуси, они, тем не менее, будут иметь свою цену. И это не должно превышать ожидаемых преимуществ.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Но нефть то наша!