Вправе ли охранники в магазине требовать сдавать личные вещи в камеру хранения?
Ни Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ", ни Правила продажи отдельных видов товаров, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55, не дают ответа на этот вопрос. Тем не менее, исходя из конституционного принципа возможности ограничения прав граждан (каковым является требование оставлять свои вещи в камере хранения) исключительно федеральным законом, отсутствие такой нормы в законодательстве следует трактовать в пользу потребителя: продавец не вправе требовать от него оставления своих вещей при входе в торговый зал.
Управление Роспотребнадзора по Рязанской области считает, что лица, действующие от имени магазина (контролёры, охранники) не имеют право принуждать покупателя к заключению договора по оказанию услуг охраны сумок - а именно это зачастую и происходит, в нарушение статьи 421 Гражданского Кодекса Российской Федерации. В соответствии с вышеназванной статьей, граждане и юридические лица свободны в заключение договора. Понуждение к заключению договора не допускается за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством.
Кроме того, как правило, администрация магазина утверждает, что ответственности за сданные на хранение вещи она не несет. Это само по себе достаточно абсурдно - требовать отдать вещи на хранение и не обещать их сохранности, и нарушает тот же Гражданский Кодекс в разделе нарушения договоров (статья 426 о публичном договоре).
Таким образом, за потребителем остается право выбора при оставлении личных вещей в камере хранения или если предоставляется дополнительная услуга по упаковке вещей в пакеты, то потребитель может воспользоваться услугой и пройти в торговый зал.
Таким образом, продавец не вправе обязывать потребителя сдавать вещи в камеру хранения.