Карпов Дмитрий Иванович
Карпов Д. И. Подписчиков: 71

Обучение магистарту с предоставлением дополнительного отпуска с сохранением среднего заработка

2 дочитывания
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,05 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции Российской Федерации).

Социальное обеспечение относится к предмету ведения государства. Его система формируется с учетом особенностей экономического, политического, демографического, а также исторического пути развития государства.

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации) [1].

Каждый имеет право на образование (ч. 1 ст. 43 Конституции Российской Федерации).

В Российской Федерации основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования закреплены в ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [3], к числу которых отнесено обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания (пп. 2 и 7 ч. 1 ст. 3 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").

Этим же законом в п. 8) части 1 ст. 3, гарантировано обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.

ст. 173 и ст. 177 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ, определено, что «Работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения и успешно осваивающим эти программы, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для: прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах соответственно - по 40 календарных дней, на каждом из последующих курсов соответственно - по 50 календарных дней (при освоении образовательных программ высшего образования в сокращенные сроки на втором курсе - 50 календарных дней); прохождения государственной итоговой аттестации - до четырех месяцев в соответствии с учебным планом осваиваемой работником образовательной программы высшего образования; …»

Данные гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением образования, предоставляются при получении образования соответствующего уровня впервые.

Из буквального применения закона, и используя закон логического основания, мы приходим к выводу, что работник имеет единичное право получения гарантий и компенсаций, при совмещении работы с получением образования, при прохождении программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры.

Других запретов для реализации права работника на гарантии и компенсации трудовое законодательство не устанавливает.

СУДАМИ ПРИМЕНЕНЫ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНОВ НЕ ПОДЛЕЖАЩИЕ ПРИМЕНЕНИЮ.

Примером такого суждения мы видим в решениях:

1. Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 23.07.2020 по делу N 88-16008/2020

Категория спора: Защита прав и интересов работника.

Требования работника: 1) О взыскании среднего заработка; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О признании незаконным отказа в предоставлении дополнительных отпусков с сохранением среднего заработка.

Обстоятельства: Стороны состоят в трудовых отношениях. В связи с прохождением обучения в высшем учебном заведении истцу было необходимо отрываться от производства, ввиду чего он обращался к ответчику с заявлениями о предоставлении ему дополнительных отпусков с сохранением среднего заработка, однако ему было отказано.

Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.

В соответствии с частью 1 статьи 177 Трудового кодекса Российской Федерации гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением образования, предоставляются при получении образования соответствующего уровня впервые.

2. Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 09.07.2020 по делу N 88-15508/2020

Категория спора: Защита прав и интересов работника.

Требования работника: 1) О взыскании платы за вынужденный прогул; 2) О признании незаконным отказа в предоставлении учебного отпуска, взыскании средней заработной платы за время вынужденного прогула в связи с непредоставлением учебного отпуска; 3) О восстановлении на работе; 4) О признании незаконным увольнения за прогул.

Обстоятельства: Истец был принят на работу к ответчику. Истец самовольно ушел и находился в учебном отпуске. Ответчик письмом отказал истцу в представлении учебного отпуска. Заработная плата истцом не была получена. Приказом истец был уволен.

Решение: 1) Удовлетворено; 2) Отказано; 3) Удовлетворено; 4) Удовлетворено.

В соответствии с частью 1 статьи 177 Трудового кодекса Российской Федерации гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением образования, предоставляются при получении образования соответствующего уровня впервые.)

3. Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 25.08.2020 N 88-20834/2020 по делу N 2-855/2020

Категория спора: Защита прав и интересов работника.

Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О восстановлении на работе.

Обстоятельства: К истцу было применено дисциплинарное взыскание в виде увольнения по пп. "а" п. 6 ст. 81 ТК РФ за прогул - отсутствие на рабочем месте без уважительных причин.

Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.

Устанавливающая соответствующее условие норма части первой статьи 177 Трудового кодекса Российской Федерации не препятствует решению вопроса о гарантиях и компенсациях работникам, получающим второе высшее образование, в рамках коллективно-договорного и индивидуально-договорного регулирования и не исключает обязанности работодателя предоставлять таким работникам льготы в связи с...

Суды сочли, что данное основание не достаточно, и для раскрытия понятия «при получении образования соответствующего уровня впервые», обратились к п. 5 ч. 1 ст. 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" образовательные уровни приравниваются к уровням образования, установленным настоящим Федеральным законом, в предусмотренном данной нормой закона порядке, в частности высшее профессиональное образование - подготовка специалиста или магистратура - к высшему образованию - специалитету или магистратуре.

Согласно ч. 5 ст. 10 данного Закона в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования: среднее профессиональное образование; высшее образование - бакалавриат; высшее образование - специалитет, магистратура; высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

И пришли к выводу, что понятия «специалитет и магистратура отнесены к одному уровню высшего образования» и «получение образования соответствующего уровня впервые» тождественны, но при этом упустив, что «Предметом регулирования Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование. Правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования», а спорная сфера касается трудовых правоотношений, где работник, совмещает работу с получением образования, при прохождении программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры.

В принятом судами логическом суждении мы видим классическую ошибку, применяемую еще софистами, нарушение закона тождества. Так как Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», не подлежит применению в буквальном смысле, его положения применяются по аналогии, в силу того что положения Трудового кодекса Российской Федерации не имеют прямой ссылки на примененные нормы определенной Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

Для раскрытия использования понятий «впервые» и «получение второго или последующего высшего образования», необходимо вернуться к истории возникновения данных понятий.

Разберем хронологический участок времени, когда происходит наложение двух уровней, то есть с 1996 по 2012 годы, в этот период право на получение высшего профессионального образования могло быть реализовано непрерывно и по ступеням. (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ) [4].

ст. 6 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ (ред. от 18.10.2007) "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", были определены ступени высшего профессионального образования, сроки и формы его получения:

«2. В Российской Федерации устанавливаются следующие ступени высшего профессионального образования:

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "бакалавр";

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации "дипломированный специалист";

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "магистр".

5. Лица, получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании определенной ступени, имеют право в соответствии с полученным направлением подготовки (специальностью) продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального образования следующей ступени.

6. Получение впервые образования по образовательным программам высшего профессионального образования различных ступеней не рассматривается как получение второго высшего профессионального образования.

7. Освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующей ступени в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является основанием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему. Для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, основанием для занятия ими указанных должностей является первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца.

Квалификация "бакалавр" при поступлении на работу дает гражданину право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование.

Занятие должностей государственных и муниципальных служащих осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующим федеральным законом.»

Очередные реформы образовательной системы привели к ликвидации ступеней образования и формированию уровней, так ч. 5. ст. 2, Федерального закона от 24.10.2007 N 232-ФЗ (ред. от 10.11.2009) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования) [3], было определено, что «Лица, получившие документы государственного образца о соответствующем уровне высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) "бакалавр", имеют право продолжить на конкурсной основе обучение по образовательной программе высшего профессионального образования - программе магистратуры.

Получение образования по следующим образовательным программам высшего профессионального образования рассматривается как получение второго высшего профессионального образования:

по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста - лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра;

по программам магистратуры - лицами, имеющими диплом специалиста, диплом магистра.»

ч. 5 ст. 4 данного закона, установлено, что «Квалификация "дипломированный специалист", присвоенная имеющим государственную аккредитацию образовательным учреждением высшего профессионального образования до прекращения в Российской Федерации обучения по программам подготовки дипломированного специалиста, приравнивается к квалификации (степени) "специалист". Лица, получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании, подтверждаемом присвоением им квалификации "дипломированный специалист", имеют право продолжить на конкурсной основе обучение по программе магистратуры соответствующего уровня высшего профессионального образования, которое не рассматривается как получение ими второго высшего профессионального образования».

ч. 8. ст. 69 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», определено, что «обучение по следующим образовательным программам высшего образования является получением второго или последующего высшего образования:

1) по программам бакалавриата или программам специалитета - лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра;

2) по программам магистратуры - лицами, имеющими диплом специалиста или диплом магистра;

3) по программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки - лицами, имеющими диплом об окончании ординатуры или диплом об окончании ассистентуры-стажировки;

4) по программам подготовки научно-педагогических кадров - лицами, имеющими диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) или диплом кандидата наук».

ч. 15. ст. 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" [2], установлено право «Лица, имеющие высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением им квалификации "дипломированный специалист", имеют право быть принятыми на конкурсной основе на обучение по программам магистратуры, которое не рассматривается как получение этими лицами второго или последующего высшего образования».

Судами рассматривается данное положение закона как специальное, лишь в части права на принятие на конкурсной основе на обучение по программе магистратуры, не дающее право на гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением образования, предоставляемом при получении образования.

Как мы видим ранее, указанная логическая ошибка повторяется, ведь суды обратились к другому закону по праву аналогии, Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" не может содержать дублирования или раскрытие норм установленных Трудовым законодательством, так как предмет ведения у них различный, а трудовые нормы не являются отсылочными.

Трудовое законодательство при первичном обучении по программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры устанавливает гарантии и компенсации, следовательно, пока у работника нет диплома специалитета и магистра, он в праве продолжить обучение и пользоваться всеми гарантиями и компенсациями предусмотренными трудовым законодательством.

Изменение законодательства не может вести к умалению и тем более отчуждению прав, отказу в судебной защите. (ст. 2, 7, 17, 18, 43, 46 Конституции Российской Федерации [1]).

Литература

1. Конституция Российской Федерации

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ

3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

4. Федеральный закон от 24.10.2007 N 232-ФЗ (ред. от 10.11.2009) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)

5. Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ (ред. от 18.10.2007) "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"

6. http://www.consultant.ru/

Проголосовали: 0

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

Понравилась публикация?
/
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Карпов Дмитрий Иванович

Новая инициатива. В России предложили закрепить право работника на компенсацию в размере 3-х средних зарплат за «тихое» увольнение

Институт исследования проблем современной политики провел большую работу и выявил много негативных факторов, когда работодатель создает плохую ситуацию для работника, планируя его увольнение.

Надо ли выходить на работу в ночную смену в день закрытия листка нетрудоспособности при сменном режиме работы? Вопрос–ответ

Работодатель, узнав откуда-то, что вам «закрыли» листок нетрудоспособности, настаивает, чтобы вы приступили к выполнению трудовых обязанностей в день «закрытия» освобождающего от работы медицинского документа.

Мужчину три раза увольняли за уход с работы на 1-2 минуты раньше — и трижды он выиграл суд

Иногда споры о дисциплине доходят до абсурда. Работодатель видит в «систематических нарушениях» основания для увольнения, а суд считает такие меры несоразмерными. На примере этого дела хорошо видно,...
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы