Коллекторов - в коллектор!
Частный террор
Вообще-то слово «коллектор» определяется как организация, собирающая что-либо по подведомственным ей организациям. Но в российской практике коллекторов связывают чаще всего с вышибанием долгов и, прежде всего, из населения в интересах банков. Конечно, и законное получение долгов по проданным банками третьим лицам обязательствам можно отнести к коллекторской деятельности.
Однако здесь речь идет о другой разновидности коллекторов – агентов, которые всеми правдами и неправдами вынуждают заемщика заплатить банку. Причем немедленно и в полном объеме. Несмотря на уже полученную банком неустойку, на уже начисленные штрафы и пени. В-общем, несмотря ни на что. С момента появления в жизни человека коллектора целью его жизни становится рассчитаться с банком. Так считают коллекторы. И вот почему.
Коллектор как агент живет с вознаграждения. Добился результата – заработал, не добился – ничего не получил. Коллектора интересует только срок возврата долга. Для этого он готов на все. Большинство этих людей грубы, юридически и экономически безграмотны. Но они очень активны и крайне агрессивны. Один коллектор за день может испортить настроение десяткам заемщиков. И не только им.
Долги платить нужно – это аксиома. Но стоит ли рассматривать среду заемщиков как однозначно враждебную? И запускать в процесс коллекторов по незначительным эпизодам? Я лично считаю, что это не очень умно, так как число относительно хороших заемщиков не беспредельно, а банки, специализирующиеся на потребительских кредитах, именно с этих кредитов и живут.
Но это частное дело каждого банка и выбор его политики. Другое дело, что мы пока не в девяностых, и законы в России пока никто не отменял. Никто не просит коллекторов сюсюкать с заемщиками. Но работа должна идти в правовом поле.
Законы и жизнь
Так, например, Федеральный Закон от 21.12.2013 N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» предоставляет взыскателям задолженности достаточные полномочия. Однако в статье 15 пункте 5 данного закона указано, что при непосредственном взаимодействии с заемщиком взыскатель должен представляться, т.е. сообщать о себе полную информацию. Однако это положение Закона нарушается сплошь и рядом. Взыскатели звонят с мобильных номеров, а иногда и с номеров с неавторизованными сим-картами. Представляются частично или не представляются вообще. Хамят, угрожают, требуют предоставить информацию, составляющую банковскую тайну.
Более того, взыскатели обнаглели до того, что по своим вопросам беспокоят лиц, непричастных к потребительскому кредиту – родственников, знакомых, сослуживцев. Это уже отчасти нарушение статей 23 и 24 Конституции Российской Федерации. Вообще говоря, есть и статья в Уголовном Кодексе под номером 183 «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну», но доказать состав преступления далеко не всегда под силу отдельному заемщику или его семье. ФЗ № 230 о коллекторах тоже существует, однако не везде и не всегда работает.
Этим беззастенчиво пользуются коллекторы, а в целом страдают миллионы наших сограждан. Это беспредел.
Большая красная кнопка
Мне кажется, что нужно срочно ограничить агрессивную практику вышибания долгов хотя бы для добросовестных заемщиков, а также непричастных к кредитам и займам родственников и знакомых. Закон России не всегда спешит. Можно попробовать сыграть на опережение. Например, создать большую красную кнопку (допустим, в интернет-приемной Прокуратуры РФ), на которую прямо в интернете сможет нажать каждый обиженный коллекторами гражданин.
Под нажатием такой кнопки я понимаю передачу информации о номере телефона звонившего или пославшего смс, времени звонка и краткое описание проблемы. Совершенно не обязательно читать каждое обращение, но таким путем можно будет накопить статистику по наиболее одиозным коллекторским структурам и банкам и далее сделать на основе анализа соответствующие выводы. Эти выводы могут послужить основой необходимых решений для эффективной защиты наших граждан от банковских «защитников».

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты