Кого из работников можно привлечь к работе в нерабочие дни в период с 4 по 7 мая 2021 года?
Прошел ровно год с того момента, когда промежуточные между майскими праздниками дни устанавливались нерабочими. В прошлом году в соответствии с Указом Президента РФ от 28.04.2020 № 294 «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» нерабочими были объявлены дни с 6 по 8 мая. В нынешнем году согласно Указу Президента РФ от 23.04.2021 № 242 «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в мае 2021 года» (далее – Указ № 242), нерабочими установлены дни с 4 по 7 мая.
Казалось бы, в чем разница? Ведь Указ № 242 имеет ту же формулировку «нерабочие дни», что и Указ № 294. Напомню, что в отношении прошлогодних нерабочих дней Минтруд России и Роструд также обращали внимание на особый правовой статус этих дней.
Однако, в отличие от нерабочих дней в марте-мае 2020 года, для нерабочих дней в мае 2021 года не предусмотрено никаких исключений по категориям работников или организаций, в отношении которых режим нерабочих дней не действует.
Согласно п. 2 Указа № 242 органам публичной власти, иным органам и организациям необходимо определить количество служащих и работников, обеспечивающих с 1 по 10 мая 2021 г. включительно функционирование этих органов и организаций.
В п. 1 своих рекомендаций от 26.04.2021 Минтруд России уточнил, что органы публичной власти, иные органы и организации (работодатели) самостоятельно определяют численность и состав работников (сотрудников), необходимых для обеспечения функционирования соответствующих органов и организаций, включая возможность работы дистанционно. При этом ни в Указе, ни в Рекомендациях нет разъяснений относительно того, что следует понимать под обеспечением функционирования организации. Ситуация, когда работодатель в принципе предоставляет работу сотрудникам, в труде которых нет необходимости, представляется не слишком распространенной. По этой логике работодатель может привлечь к работе в нерабочие дни вообще всех работников, которые и так должны были выйти на работу 4-7 мая.
Предлагаю обратить внимание на цели издания Указа № 242, а именно: сохранение тенденции сокращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19); укрепление здоровья граждан Российской Федерации.
Как видно, цели, определенные в Указе № 242 носят социально-значимый характер, достижение которых входит не только в компетенцию органов публичной власти, но и в компетенцию работодателей, поскольку одной из обязанностей работодателя является сохранение и укрепление здоровья работников. Следовательно, норма права, определенная в п. 2 Указа № 242 рассчитана на сознательное принятие указанными в данном пункте лицами решений о привлечении минимума работников в период с 4 по 7 мая или не привлечение вовсе (при наличии возможности).
Поэтому, вероятно, пункт 2 Указа № 242 следует толковать именно как допускающий привлечение к работе в нерабочие дни тот минимум сотрудников, который позволит организациям не останавливать основную производственную деятельность.
Поддерживаете ли вы мнение автора статьи?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Спасибо