О «Федеративной Украине»
Через 2 дня украинскому Основному закону исполниться 25 лет. В 90-х годах велась активная дискуссия около будущих конституционных основ новой Украины. Помимо полемики, касаемо формы правления, стоял вопрос и о территориальном устройстве. Предполагалось становление федеративного устройства Украинского государства, но такой порядок не рассматривался политическими руководителями страны. Главным контраргументом сторонников унитаризма было отождествление федерализма с сепаратизмом и последующим развалом Украины. Но важно отметить, что заявления носили больше популистский характер, основанный на агональной тактике, апеллирующей к страху перед расколом страны.
Концепция федерализма Украины родилась ещё в конце XIX века. Её теоретиком был Михаил Драгоманов, видевший в федерации истинное воплощение демократии. А в 1891 году, федерализм стал одним из пунктов политической организации «Братства тарасовцев». Их программа подразумевала создание соборной федеративной Украины, которую бы составляли Левобережная Украина, Правобережная Украина, Степная Украина (Новороссия), Кубань и Галиция. Также идеи Братства были изложены в проекте Конституции Украины в 1905 году.
Уже в конце 20-ого столетия, за год до распада СССР, кандидат в народные депутаты Рады УССР Вячеслав Черновол, – один из деятелей диссидентского движения, придерживающийся национал-демократических тенденций, в своей программе он писал:
«Я представляю будущую Украину федеративным государством - союзом земель, сложившиеся исторически и несут на себе природно-климатические, культурно-этнографические, культурно-диалектные, торгово-хозяйственные и другие различия, создают неповторимое разноликое лицо единого народа. Вижу в составе Украинской Федеративной Народной Республики такие земли, как Киевщина, Подолье, Волынь, Галичина, Буковина, Закарпатье, Гетманщина, Слобожанщина, Запорожье, Донецкая область, Таврия (Черноморье), а Крым - как независимого соседа или автономную республику в союзе с Украиной.»
Но, спустя год, Черновол подчеркнул то, что федерализация – это необходимый шаг для становления национального украинского государства. Он указал следующие:
«Что касается федеративного устройства. Я сейчас не буду включать в программу такую терминологию, поскольку меня могут неправильно понять. Есть федеративное устройство в однонациональной Германии, а есть такие страны, как Югославия и Советский Союз, которые тоже называются федеративными. Некоторые мои оппоненты постоянно путают эти понятия, или делают вид, что не понимают, или трактуют мое заявление так, что используют это против меня. И поэтому я заменю понятие «федеративность» другим - «региональное самоуправление».
Уже после «майдановских» событий 2014 года политики неоднократно начали поговаривать о «федерализации» страны, видя в этом шаге единственное спасение целостности страны. Так в Харькове, в феврале 2014 года глава Харьковской областной государственной администрации Михаил Добкин сделал менее эмоциональное, но более конструктивное заявление, призвав не бояться говорить о федерализации как о максимально приемлемом варианте децентрализации власти, поскольку проведение политики децентрализации в унитарном государстве бессмысленно. Помимо Добкина, о Федеративной Украине говорили и «новоросс» Царёв и коммунист Симоненко. Но, согласно мнению некоторых политиков и политологов, федерализация Украины способствует развитию российской экспансии, путём развития «пророссийского коллаборационизма» в приграничных областях, тем самым порождает геополитических марионеток в виде ЛНР и ДНР. Поэтому, самым оптимальным вариантом Киев счёл полную децентрализацию страны, так как тот же закон о децентрализации (2217 / П от 09.07.2015) хоть и не предусматривает особого статуса для отдельных районов Донбасса, зато предусматривает возможность специфического порядка осуществления местного самоуправления в отдельных административно-территориальных единицах Донецкой и Луганской областей.
На сегодняшний день, у концепции федерализма Украины есть, как и сторонники, так и противники.
Сторонники объясняют всю значимость концепции тем, что он способствует как самостоятельным полномочиям в управлении ресурсами на местах, тем самым «не толкаясь у киевского корыта, чтобы нахлебаться», так и сглаживанию противоречий украинцев ввиду географическим, историческим, языковым, культурным особенностями различных украинских территорий и внешнеполитическими взглядами их жителей, также избавиться от навязанной советской централизацией государства.
Что касается противников, то свою позицию они объясняют так: федерализация не что иное, как «вырытая могила» для Украины, не имеющая каких-то особых исторических, политических или экономических предпосылок. Унитаристы считают, что стране необходима децентрализация государственного аппарата и бюджета, но не изменяя административно-территориальное деление Украины, сформированного ещё в советский период. Такой же позиции придерживается и президент Беларуси Александр Лукашенко.