Из хроники советской космонавтики: что случилось с экипажем корабля «Союз-11» 50 лет назад?

43 дочитывания
12 комментариев
Эта публикация уже заработала 2,50 рублей за дочитывания
Зарабатывать

К началу 1970-х жители СССР уже привыкли к тому, что «наши» взлетают в космос, работают там, а потом возвращаются на поверхность Земли без каких-то проблем. Так нам телевизор показывал. Потому сообщение ТАСС, переданное по радио и на ТВ утром в среду 30 июня 1971 года было шоком — « Члены экипажа космического корабля Союз-11 находились в спускаемом аппарате без признаков жизни». Что же там произошло?

Почтовая марка СССР, 1971 г. Г. Т. Добровольский, В. Н. Волков, В. И. Пацаев

Тогда «про космос» очень многое недоговаривали, замалчивали все неудачи. Не рассказали о том, что спускаемый аппарат «Восход-2» с Беляевым и Леоновым сажали вручную и он сел далеко от назначенного места в дикой тайге, поиски экипажа заняли несколько дней. Многое оставалось «за кадром».

Трудно и опасно быть первопроходцем. Ведь, скажем, когда стартовал Юрий Гагарин, всерьез полагали, что длительная невесомость может привести к безумию. Во избежание этого были разработаны специальные проверки, чтобы первый космонавт, если он в полете сойдет с ума, не мог навредить кораблю. Управление кораблем было полностью автоматическим, как и посадка на Землю.

В начале 1970-х еще не знали, насколько вредно для человеческого организма длительное пребывание в невесомости. Увы, полет «Союза-11» это наглядно доказал. Экипаж этого корабля был первым, кому удалось пристыковаться к орбитальной станции «Салют» и пробыть в космосе длительное время. Основным экипажем для этого полета были Алексей Леонов, Валерий Кубасов и Петр Колодин.

Однако за два дня до старта медики отстранили Кубасова от полета, потому полетел экипаж-дублер — Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев.

«Салют-1» и «Союз-11» на почтовой марке СССР.

Старт, приближение к станции «Салют» и стыковка с ней прошли в штатном режиме. Экипаж начал работу — первую продолжительную космическую миссию на орбитальной станции. В самом начале, только войдя на станцию, экипаж обнаружил там сильное задымление. Космонавты отремонтировали вентиляцию воздуха, включили ее и вернулись на свой корабль — ждать, когда воздух очистится. Через сутки на станции стало возможно работать.

За время экспедиции был проведен целый ряд уникальных экспериментов. На «Салюте» было намного удобнее работать, «Союзы» превратились лишь в средство доставки космонавтов к космической станции, месту проведения исследований.

Однако «Салют» был первой пробой. Ближе к концу миссии произошло возгорание. Оно было потушено, но на Земле приняли решение завершить миссию немного раньше запланированного. Космонавты начали готовиться к возвращению на Землю. Они на то время поставили рекорд пребывания в космосе — 23 дня.

29 июня 1971 года экипаж перешел в спускаемый аппарат и начал готовить корабль к спуску. Подготовка проходила штатно. Лишь в самом конце, когда космонавты закручивали специальным ключом шесть болтов, герметизировавших люк спускаемого аппарата, им не удалось достичь полной герметизации. На табло оставался гореть транспарант «Люк открыт». Из-за этой неполадки им пришлось сделать два лишних витка вокруг Земли. Дозакрутить болты так, чтобы транспарант погас, у космонавтов не получалось. В итоге, по согласованию с ЦУПом, решено было, что это — поломка автоматики. Ведь космонавты честно и изо всех сил старались закрутить те несчастные болты. Обойдя этот пункт, космонавты продолжили подготовку к спуску.

Схематичное изображение станции «Салют-1» и корабля «Союз».

В 21:25 «Союз-11» отделился от станции. В 01:35 30 июня были включены тормозные двигатели, в 01:47 корабль вошел в атмосферу и связь с ним прервалась. Уже в 02:03 ночи корабль был обнаружен поисковой партией, он висел под парашютом на высоте 7000 метров.

Полет спускаемого аппарата закончился в заданном районе в 02:16:52 30.06.1971 года. Спасатели подскочили к капсуле сразу после того, как она коснулась Земли. Очень быстро отвинтили болты, сняли люк — и обнаружили, что экипаж не подает признаков жизни. Космонавтов пытались реанимировать, но безуспешно. Тела были еще теплыми, но люди уже умерли.

За несколько минут до этого в спускаемом аппарате произошла взрывная декомпрессия. По показаниям приборов за 115 секунд давление воздуха в кабине уменьшилось с 760 мм рт.ст. до 50 мм рт.ст. Пузырьки воздуха в крови вскипели и произошло массированное кровоизлияние.

На корабле был открыт один из вентиляционных клапанов (он и должен был открыться — на высоте порядка 7 километров). Комиссия пришла к выводу, что пиропатрон клапана сработал из-за детонации раньше времени — в тот момент, когда был отстрелен пиропатронами приборный отсек. Хотя попытки повторить случайный подрыв не удались.

По положению в креслах было видно, что экипаж пытался решить проблему. Командир корабля Георгий Добровольский почти успел отсоединить ремни, привязывавшие его к креслу — он пытался дотянуться до тумблера управления аварийным клапаном чтобы его закрыть вручную, но, видимо, от боли потерял сознание и не смог довести работу до конца.

После гибели космонавтов «Союза-11» следующий пуск был проведен только через 27 месяцев. За это время были переработаны конструкции клапанов — чтобы избежать случайного срабатывания его пиропатрона, была улучшена эргономика управления — чтобы до нужных тумблеров в случае аварии можно было просто дотянуться из кресла, даже будучи пристегнутым.

Комплект «Чибис» предназначен для создания разрежения на нижней части тела человека и продольной нагрузки на его опорно-мышечный аппарат с целью профилактики неблагоприятного воздействия невесомости.

И — самое главное — космонавтов обязали на орбите заниматься физкультурой. На тренировках они стали надевать костюмы «Чибис», которые создавали имитацию земного тяготения, регулярно и ежедневно делали упражнения на мускулы рук и ног, чтобы избежать атрофии мускулов из-за невесомости.

Комиссия — комиссией, а те, кто работал в ЦУПе в тот день, были уверены, что автоматика корабля, показывая, что люк негерметичен, работала отлично — и пыталась спасти жизнь экипажу. После почти месяца в невесомости руки космонавтов ослабли и не смогли достаточно сильно закрутить гайки. Потому, когда был отстрелен приборный отсек, через негерметичный люк в кабине произошло взрывное падение давления, убившее экипаж.

Источник

интересно?

Проголосовали: 17

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

12 комментариев
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 12
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Не знал такой серьезной новости о нашей космонавтике. Спасибо. Познакомился с удовольствием.

+2 / 0
картой
Ответить
DELETE

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
03.07.2021, 13:30
Санкт-Петербург

Думаю, не следует народу в своей серой массе возбуждаться из-за того, что у космонавтов высокие пенсии. Это "штучный товар".

+2 / 0
картой
Ответить
DELETE

03.07.2021, 15:04
Санкт-Петербург

+1 / 0
Ответить
DELETE

03.07.2021, 15:31
Санкт-Петербург

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

Благодарю, интересно.

+1 / 0
картой
Ответить
DELETE

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

+1 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE

раскрыть ветку (0)
Показать комментарии (12)

Как я делала ржаную закваску.

Правду сказать, за двенадцать лет хлебопечения, я всего два раза делала новую закваску. Поэтому коротко напишу по - памяти. Просьба, почитать и другие статьи на эту тему по совету многоуважаемой Татьяны.)
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы