Комплекс отличника

Использовались Яндекс-картинки
Всем доброго времени суток! Рада вновь встречи с вами, дорогие друзья! Вопрос деток и образования волнующая тема для меня и многих родителей. Не могла не поделиться с вами мнением специалиста.
С чем у большинства из нас ассоциируется слово «отличник»?
Разумеется: старательный, послушный, дисциплинированный, аккуратный. В общем, зануда. Этакий Знайка из детской книжки Носова. Согласитесь: выдумщик Незнайка вызывает у читателей гораздо больше симпатий, чем его «правильный» товарищ-антипод.
-К сожалению, отличнику часто нужны не сами знания, а «положительные оценки», похвала взрослых (педагогов и родителей), поэтому он «учит всё, что задали», независимо от того, интересно ему это или нет, и тем самым насилуя свою личность, - считает психотерапевт Михаил Буревой. – Оригинальность же мышления во все времена и всюду (не только у нас) автоматически подавляется системой образования, потому что подлинную креативность невозможно оценить по пятибалльной шкале.
Уравниловка – вот ключевое понятие традиционной системы образования. Школа регламентирует мышление, поведение, внешний вид учеников…
С творческими детьми рядовому учителю трудно
Они, вместо того чтобы «вызубрить и ответить», продуцируют собственные идеи. Они могут начать спорить с учителем на уроке или сидеть с отсутствующим видом, могут прогуливать «скучные» занятия. Они не тупые, просто они не гонятся за оценкой. Но именно такие дети впоследствии что-то создают (будь то свой бизнес или научные изобретения).
Троечники, по мнению Буревой, вообще лучше адаптируются в жизни, в том числе и в личной.
Отличники могут преуспеть, например, в чиновничьей среде, но создать свой бизнес в рыночных условиях легче троечникам, если, конечно, они не просто недалёкие разгильдяи, что бывает нередко. Но если это творческие личности, просто с плохими оценками в школе, то и во взрослой жизни они смогут сохранить самостоятельность мышления, волевой потенциал. Отличники же нередко становятся просто хорошими исполнителями. Дисциплинированные подчинённые, они выполняют все указания шефа, они осторожны, потому что для них, по-прежнему важно «дать правильный ответ».
-Отличниками, равно как и троечниками становятся дети, уже предрасположенные к той или иной манере поведения, уже обладающие тем или иным психологическим типом, - подчёркивает М. Буревой. – И ещё. Заметьте, мы не говорим о двоечниках, потому что это чаще всего дети, которым теоретические знания действительно даются с трудом. Речь о детях, наделённых примерно равными способностями, но разными психологическими характеристиками.
Не секрет, что высокие оценки в школе и вузах чаще всего ставят конформистам
Готовым озвучивать одни лишь «правильные» ответы, то есть те, что указаны в учебниках или нравятся учителям. Это не «вина» конкретно нашей образовательной системы, это особенность человеческой субъективности как таковой. Преподаватели – тоже люди, и они не могут не быть субъективными. В итоге мышление и поведение отличника становится конформистским, соответствует стандарту.
У преподавателей порой в классе выделяются любимчики и непослушные. Первые – это отличники или хорошисты, они – фавориты, доверенные лица учителя. Их хвалят за примерное поведение, поручают следить за дисциплиной в классе, назначают старостами. Любимчики могут рассказать педагогу, кто курил в туалете, кто списал контрольную, кто взял из стопки со стола учителя свою тетрадь…
А вот непослушных выставляют на посмешище, демонстрируя остальным, что они «дурачки и лодыри». Их не только публично унижают, но и держат в состоянии неизвестности. «Не знаю, Петров, получишь ли ты хотя бы тройку в этой четверти…» Им постоянно ставят в пример любимчиков. Оценка часто превращается в способ наказания или поощрения. Любимчику можно натянуть пятёрку вместо четвёрки, а непослушному влепить пару. Низкая оценка уровня знаний как бы лишает ребёнка полноценного статуса в классе и держит под контролем не только детей, но и их родителей.
Значит ли это, что родителям нужно хвалить ребёнка за тройки или поощрять его не учить уроки? Конечно, нет. Просто не надо сходить с ума, если ваши дети – не отличники. Конечно, послушные отпрыски удобны на каком-то этапе, но, став взрослыми, они не сумеют самостоятельно решать свои проблемы. Им всегда будет нужен взрослый, который «ставит оценки».
-Комплекс отличника – это завышенная планка для самого себя,
иными словами перфекционизм, - считает М.Буревой. – То есть: «Я должен всегда быть лучшим». Допустим, не умеет кто-то рисовать, но не мучается из-за этого: «Ну и ладно, зато петь умею» А перфекционисту во всём надо быть лучшим. С такой позицией трудно жить.
По мере движения по жизни становится более важным умение разбираться в людях и поддерживать межличностные отношения. Но в школах и вузах этому не учат. К сожалению, высокий интеллект не является гарантией жизненного успеха. По крайней мере в нашей стране...
"Бояре всю жизнь катались на тройках"...
P.S. Любите своих непослушных «троечников»! Верьте в них! Это заложит крепкий фундамент для их будущей жизни. Ну, а очень умненьким, - только вперёд! Всем добра и счастья!
Использовался источник - газета «Крестьянская Русь».
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
К сожалению не все отличники могут продуктивно работать. Я убедился в этом на примере работы 17 лет директором школы. Надо очень любить детей и уметь им прощать ошибки.
Знаний в голове у современного отличника,ровно столько,как у Советского троечника.
Верно подмечено!
Был у меня в школе такой знакомый.
А какой? Умный или ОЧЕНЬ умный?
Со многими вещами трудно не согласиться.