Глазунова Инна Владимировна
Глазунова И. В. Подписчиков: 2332
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 11.5к

Комплекс отличника

178 дочитываний
35 комментариев
Эта публикация уже заработала 9,84 рублей за дочитывания
Зарабатывать



Использовались Яндекс-картинки

Всем доброго времени суток! Рада вновь встречи с вами, дорогие друзья! Вопрос деток и образования волнующая тема для меня и многих родителей. Не могла не поделиться с вами мнением специалиста.

С чем у большинства из нас ассоциируется слово «отличник»?

Разумеется: старательный, послушный, дисциплинированный, аккуратный. В общем, зануда. Этакий Знайка из детской книжки Носова. Согласитесь: выдумщик Незнайка вызывает у читателей гораздо больше симпатий, чем его «правильный» товарищ-антипод.

-К сожалению, отличнику часто нужны не сами знания, а «положительные оценки», похвала взрослых (педагогов и родителей), поэтому он «учит всё, что задали», независимо от того, интересно ему это или нет, и тем самым насилуя свою личность, - считает психотерапевт Михаил Буревой. – Оригинальность же мышления во все времена и всюду (не только у нас) автоматически подавляется системой образования, потому что подлинную креативность невозможно оценить по пятибалльной шкале.

Уравниловка – вот ключевое понятие традиционной системы образования. Школа регламентирует мышление, поведение, внешний вид учеников…

С творческими детьми рядовому учителю трудно

Они, вместо того чтобы «вызубрить и ответить», продуцируют собственные идеи. Они могут начать спорить с учителем на уроке или сидеть с отсутствующим видом, могут прогуливать «скучные» занятия. Они не тупые, просто они не гонятся за оценкой. Но именно такие дети впоследствии что-то создают (будь то свой бизнес или научные изобретения).

Троечники, по мнению Буревой, вообще лучше адаптируются в жизни, в том числе и в личной.

Отличники могут преуспеть, например, в чиновничьей среде, но создать свой бизнес в рыночных условиях легче троечникам, если, конечно, они не просто недалёкие разгильдяи, что бывает нередко. Но если это творческие личности, просто с плохими оценками в школе, то и во взрослой жизни они смогут сохранить самостоятельность мышления, волевой потенциал. Отличники же нередко становятся просто хорошими исполнителями. Дисциплинированные подчинённые, они выполняют все указания шефа, они осторожны, потому что для них, по-прежнему важно «дать правильный ответ».

-Отличниками, равно как и троечниками становятся дети, уже предрасположенные к той или иной манере поведения, уже обладающие тем или иным психологическим типом, - подчёркивает М. Буревой. – И ещё. Заметьте, мы не говорим о двоечниках, потому что это чаще всего дети, которым теоретические знания действительно даются с трудом. Речь о детях, наделённых примерно равными способностями, но разными психологическими характеристиками.

Не секрет, что высокие оценки в школе и вузах чаще всего ставят конформистам

Готовым озвучивать одни лишь «правильные» ответы, то есть те, что указаны в учебниках или нравятся учителям. Это не «вина» конкретно нашей образовательной системы, это особенность человеческой субъективности как таковой. Преподаватели – тоже люди, и они не могут не быть субъективными. В итоге мышление и поведение отличника становится конформистским, соответствует стандарту.

У преподавателей порой в классе выделяются любимчики и непослушные. Первые – это отличники или хорошисты, они – фавориты, доверенные лица учителя. Их хвалят за примерное поведение, поручают следить за дисциплиной в классе, назначают старостами. Любимчики могут рассказать педагогу, кто курил в туалете, кто списал контрольную, кто взял из стопки со стола учителя свою тетрадь…

А вот непослушных выставляют на посмешище, демонстрируя остальным, что они «дурачки и лодыри». Их не только публично унижают, но и держат в состоянии неизвестности. «Не знаю, Петров, получишь ли ты хотя бы тройку в этой четверти…» Им постоянно ставят в пример любимчиков. Оценка часто превращается в способ наказания или поощрения. Любимчику можно натянуть пятёрку вместо четвёрки, а непослушному влепить пару. Низкая оценка уровня знаний как бы лишает ребёнка полноценного статуса в классе и держит под контролем не только детей, но и их родителей.


Значит ли это, что родителям нужно хвалить ребёнка за тройки или поощрять его не учить уроки? Конечно, нет. Просто не надо сходить с ума, если ваши дети – не отличники. Конечно, послушные отпрыски удобны на каком-то этапе, но, став взрослыми, они не сумеют самостоятельно решать свои проблемы. Им всегда будет нужен взрослый, который «ставит оценки».


-Комплекс отличника – это завышенная планка для самого себя,

иными словами перфекционизм, - считает М.Буревой. – То есть: «Я должен всегда быть лучшим». Допустим, не умеет кто-то рисовать, но не мучается из-за этого: «Ну и ладно, зато петь умею» А перфекционисту во всём надо быть лучшим. С такой позицией трудно жить.

По мере движения по жизни становится более важным умение разбираться в людях и поддерживать межличностные отношения. Но в школах и вузах этому не учат. К сожалению, высокий интеллект не является гарантией жизненного успеха. По крайней мере в нашей стране...

"Бояре всю жизнь катались на тройках"...

P.S. Любите своих непослушных «троечников»! Верьте в них! Это заложит крепкий фундамент для их будущей жизни. Ну, а очень умненьким, - только вперёд! Всем добра и счастья!

Использовался источник - газета «Крестьянская Русь».

Проголосовали: 51

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

35 комментариев
Понравилась публикация?
66 / -2
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 35
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

К сожалению не все отличники могут продуктивно работать. Я убедился в этом на примере работы 17 лет директором школы. Надо очень любить детей и уметь им прощать ошибки.

+7 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

+5 / 0
картой
Ответить

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Знаний в голове у современного отличника,ровно столько,как у Советского троечника.

+4 / 0
картой
Ответить

Верно подмечено!

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Был у меня в школе такой знакомый.

+4 / 0
картой
Ответить

А какой? Умный или ОЧЕНЬ умный?

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Со многими вещами трудно не согласиться.

+4 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
Показать комментарии (35)

Лучами света в безграничном восторге!

В каждом вдохе автора звучит диалог сияющих полюсов зари и сумерек. Он собирает противоположности, как путник камни памяти, и выпускает их в небо горячими искрами надежды. Восторг его детская дерзость сердца,...
00:56
Поделитесь этим видео

Случай в кафе, упал и разбился бокал. Официант требует слишком завышенную оплату.

Случай в кафе: женщина, накинула на свои плечи шарфик и им смахнула на пол бокал с соком, бокал разбит, официант требует оплатить за битый бокал по прейскуранту кафе приличную стоимость, слишком завышенную.
00:44
Поделитесь этим видео

Почему ты боишься счастья больше, чем боли

Ты спокойно переносишь боль: разочарование, потери, усталость. Она знакома, привычна, и ты знаешь, как с ней справляться. А счастье? Оно новое, непривычное, оно разрушает старые сценарии. Оно требует открытости,...

Как мы сами создаём себе тревогу — чтобы хоть что-то почувствовать

Тревога — не всегда сигнал опасности. Иногда это самодельный двигатель чувств, который мы заводим сами. Мы накручиваем себя, строим сценарии, придумываем катастрофы — и внезапно чувствуем, что живём. Мы боимся,

Тебя не используют. Ты сам выдал доступ

Мы часто кричим о несправедливости: «Меня используют! Меня не ценят! Я столько делаю, а в ответ — ничего». Но правда куда болезненнее: никто не может брать у тебя больше, чем ты сам позволяешь.

Почему мы продолжаем дружить, даже когда сложно

Дружба редко возникает «просто так». За каждым тёплым разговором, спонтанными встречами и многолетними переписками стоят целые психологические механизмы, которые делают нас ближе — и удерживают рядом. 1.
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы