"Фабрика звёзд": успешный проект или конвейер, штампующий бездарности?
«Фабрика звёзд» - это один из наиболее популярных проектов на нашем телевидении. Успешным это шоу можно считать уже потому, что оно не ушло в историю после первого же сезона. С небольшими перерывами новые «Фабрики» стали регулярно выходить в эфир. К настоящему времени в нашей стране прошло уже 10 сезонов «Фабрик». Успех проекта вызвал появление целого ряда похожих программ-конкурсов музыкантов.
Сама идея, как водится у нас в последнее время, была позаимствована у зарубежных коллег по цеху. «Фабрика звёзд» - это адаптация шоу «Академия звёзд» в России. Заявленная цель проекта – поддержка молодых исполнителей. Весь сюжет строится как своеобразная «школа» - перспективных, подающих надежды артистов обучают «азам» дела опытные профессионалы. По замыслу, победители получают «путёвку в жизнь» - то есть на Большую сцену.
Публика неоднозначно приняла «Фабрику звёзд» - и поклонников, и критиков у неё - предостаточно. Как же воспринимать это шоу – как полезное и нужное или как «бестолковую ерунду»?
Поклонникам проекта нравится формат – действие происходит в режиме «реалити-шоу». Профессиональная организация процесса и съёмок тоже играют на руку и «Фабрике», и «фабрикантам». Плюс ко всему, шоу музыкальное и с соревновательной составляющей.
Критики говорят, что «всё наиграно, артисты – слабоваты, и вообще, скопировано – значит, без изюминки». И они во многом правы. Выращивать талантливых артистов на «Фабрике», как помидоры и огурцы в теплице – можно. Но, по этой аналогии, и результат должен быть «посредственным», «без чувства настоящего вкуса».
Да и кто попадал на «Фабрику»? В теории – самые талантливые кандидаты по результатам предварительного отбора. Что не мешало проходить в проект «блатным» участникам – для рейтингов нужны Имена.
В любом деле важен результат. Наша «Фабрика» справилась вполне достойно, и наполнила нашу эстраду новыми «звёздами». Но все эти артисты – исключительно «местного калибра», «для российского рынка». Все попытки «экспансии на мировую сцену», предпринятые «фабрикантами», успеха не имели. Второе место Полины Гагариной на «Евровидении»– не в счёт. Как и попытки Тимати «тусоваться» с крутыми иностранными рзпперами.
Справедливости ради стоит заметить, что и иностранные аналоги этого шоу – тоже не производят «звёзд» мировой величины. Есть лишь несколько исключений вроде Леоны Льюис или Олли Мерса. Но и у них масштаб помельче, чем у Мадонны и Майкла Джексона.
Получается странная картина – молодым талантам пытаются помочь пробиться к успеху, всячески содействуют, а получаются «средненькие» «заполнители эфира». И это при том, что на шоу попадают люди с задатками таланта (в теории), а в выборе победителей участвуют зрители – те, кто является «потребителями музыкального товара».
Легендарные музыканты проходят путь на вершину сами, каким бы трудным он не был. Настоящий талант – он либо есть, либо его нет. При этом, на мой взгляд, в «Фабрике звёзд» есть и необходимость, и рациональное зерно. Но участников следует набирать не с «нулевым опытом», а уже имеющих определённые успехи.
Многие современные музыканты получили известность благодаря положительной реакции публики на выложенные в интернете ранние работы. Слушатели – это самый объективный критик – выберут только то, что нравится! Из известных мне примеров – Owl City, The Weeknd, Rompasso. Если выбирать участников «Фабрик» из таких вот ребят, уже получивших определённое признание, – может быть и качество «продукции на выходе» будет получше?))