Павел
Павел Подписчиков: 11703
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 1.8М

Второй иностранный язык в школах РФ с 1 сентября 2021 и 2022 г.: отказ от второго иностранного языка

10 531 дочитывание
8 комментариев
Эта публикация уже заработала 975,78 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Будет ли изучаться второй иностранный язык в школе в 2021-2022 году? Этот вопрос волнует школьников и их родителей, ведь введение данного предмета меняет программу обучения и повышает нагрузку. Перспективы внедрения дисциплины и особенности изучения рассмотрены в статье.


Стандарты ФГОС

Изучение второго иностранного языка в школе предусмотрено в действующих федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС). Сейчас ситуация обстоит так, что в некоторых школах ввели второй иностранный, в некоторых — нет. Где-то язык учат по желанию, а где-то в качестве обязательного предмета. Тем не менее по действующим ФГОС язык формально обязателен.

Сейчас продолжается их разработка и совершенствование. Предполагается, что главным отличием от предыдущих стандартов станет конкретизация и чёткость. По новым ФГОС второй иностранный в школе перестанет быть обязательным — школы смогут расслабиться.

Зачисляя ребёнка в школу, родители соглашаются с действующими локальными актами организации. Если второй иностранный действительно преподаётся в качестве обязательного, придётся учить.

Дополнительный предмет — нужен ли

Если школа не гуманитарного направления, то закономерен вопрос о целесообразности второго языка. Родители обеспокоены повышением нагрузки, качеством преподавания. Особенно ярко эти проблемы видны в сельских школах, в небольших поселениях. Большинство профессионалов считают, что новый предмет можно вводить в программу тогда, когда есть педагоги, подтвердившие качество своих знаний на специальном тестировании.

О плюсах новой дисциплины:

  • способствует укреплению памяти, всестороннему развитию;
  • расширяет возможности поступления в российские высшие учебные заведения, в иностранные вузы;

  • специалисты со знанием двух и более языков ценятся больше, что в будущем положительно скажется на карьере.

По наблюдениям педагогов в процессе изучения нескольких иностранных языков развивается интеллект, повышается самооценка учащихся. Кроме этого они уверены, что второй и следующие языки даются гораздо легче, чем первый. Но не все так радужно — есть и недостатки:

  • значительное увеличение нагрузки;
  • велика вероятность, что родителям придется нанимать репетиторов, чтобы ребенок смог усвоить программу;
  • методические пособия рассчитаны на углубленное изучение языка, что приводит к сложностям в подаче материала, требует много времени на подготовку к урокам;
  • учебники, большей частью, старые, и не подходят современным детям;
  • нет согласованности между количеством часов, программами, заданиями в ОГЭ, ЕГЭ.

Да и не всем учащимся физико-математических или биолого-химических классов перспектива заниматься еще одним языком нравится. Если кому-то он и понадобится, то всегда можно изучать его дополнительно помимо школьной программы.

Можно ли отказаться от второго иностранного языка в 2021-2022 годах

Опубликованы приказы министерства просвещения, утверждающие новые федеральные государственные стандарты образования для начальной и основной школы (ФГОС). Скажем сразу - для школ, родителей и самих учеников это наиважнейшие документы, которые определят содержание школьного образования России на многие годы. Их ждали давно: по сути, приказы должны были выйти еще год назад и вступили бы в силу уже в этом сентябре, но грянула пандемия - и работа встала.

Теперь по новым стандартам начнут учить с 1 сентября 2022 года. Год - на то, чтобы досконально изучить все изменения и новшества.

Чем новые стандарты принципиально отличаются от тех, что действуют сейчас? Почему нужно было их менять? Что не устраивало? В тех стандартах, что действуют сейчас - а принимались они в 2010 году, - прописаны только общие, очень размытые формулировки. В новой версии - все очень подробно: какой минимум знаний и умений должен освоить ученик. Упор сделан на то, как ребенок может применять знания на практике.

Что нового? Например, есть изменения в требованиях к преподаванию иностранных языков. Мы уже писали о том, что родители недовольны тем, как преподается в школах второй иностранный язык. А он, к слову, по действующим пока стандартам в 5-9-х классах - обязательная часть программы. Школа сама определяет объем часов. Обычно это два урока в неделю. Но большинство выпускников школ так и остаются на уровне "читаю-перевожу со словарем".

По данным опросов, качеством изучения второго иностранного языка в российских школах недовольны 65,4% родителей. И практически все они считают, что для большинства учеников второй иностранный и вовсе не нужен.

Похоже, родительский "стон" услышан: в новых образовательных стандартах для основной школы написано: "Изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого организацией, осуществляется по заявлению обучающихся, родителей... и при наличии в организации необходимых условий", - эта норма станет правилом с 1 сентября 2022 года.

В 2021 году проблема второго иностранного языка ложится на плечи родителей. По их заявлению администрация школы должна убрать его из расписания

Но что делать тем ребятам, которые пойдут в 5-й класс уже этой осенью? Хочешь не хочешь, а выбирай второй иняз?

-Прием на обучение в первые и пятые классы по образовательным программам начальной и основной школы, разработанным на основе обновленных стандартов, будет осуществляться школами с 1 сентября 2022 года. Но изменение программ, по которым уже ведется обучение, возможно только при согласии родителей обучающихся, - пояснили в министерстве просвещения.

Так что делать пятиклашкам в 2021 году? Проблема в этом году полностью ложится на плечи родителей. Получается, именно они должны заявить директору школы: "уберите из расписания второй иностранный язык". И директор обязан будет это сделать.

В целом в обоих документах отмечается: ФГОСы обеспечивают единство образовательного пространства России, вариативность содержания образовательных программ, благоприятные условия воспитания и обучения, формирование у обучающихся культуры пользования информационно-коммуникационными технологиями.

О том, почему потребовалось менять образовательные стандарты, рассказал ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко.

-Я бы назвал эти стандарты стандартами компромисса, - говорит Реморенко. - Изменения начали вносить еще в 2015 году - старались описать результаты образования более конкретно.

Что это значит? До сих пор в стандартах были прописаны лишь результаты общего свойства. Например, по математике от школьника требовали "владеть основами математических знаний". И никакой конкретики.

-В новом документе появились более подробные и конкретные формулировки, например: нужно знать теорему Пифагора и применять ее при решении математических задач, - отмечает ректор МГПУ.

По словам Реморенко, тогда, в 2015 году, изменения собирались вносить только для русского языка и математики, но стало ясно: конкретизировать нужно требования для всех предметов.

Что интересно, по некоторым дисциплинам, например математике, физике, химии, новые стандарты вводят уровни изучения: базовый и углубленный. А вот, например, историю делить на уровни не стали.

-Кстати, в декабре 2019 года была попытка утвердить еще более жесткие стандарты, где все требования к образовательным результатам расписывались не только по предметам, но и по годам обучения, - вспоминает Игорь Реморенко. - Это вызвало шквал недовольных отзывов в профессиональном сообществе.

Почему? Все просто: при использовании разных методик обучения, учебников возможны разные решения: какие темы изучать в начале, а какие - в конце курса, в каком году давать простые дроби, в каком десятичные и так далее.

И эти претензии были услышаны: в новых документах разделения по годам обучения нет. Только требования к результатам обучения за начальную школу (1-4-й классы) и основную (5-9-й классы) в разрезе всех изучаемых предметов.

Но есть все же кое-что, что не устраивает специалистов и профессионалов.

-Новые ФГОСы наполнены требованиями так называемого "знаниевого" свойства: многое нужно просто заучить наизусть, - поясняет Игорь Реморенко. - Справедливости ради отмечу: раньше таких моментов было еще больше. Так, ребенок должен был в год выучить чуть ли не сорок стихотворений.

Теперь это вполне "подъемная" цифра - 3-4 стихотворения. Вместе с тем если мы, например, откроем требования по химии, то прочтем: на базовом уровне ученику нужно знать в том числе теорию электролитической диссоциации. Согласитесь, мало кто из нас после школы вспомнит, что это и как применять.

Подобных требований достаточно много. Чуть меньше в математике - там упор сделан на решение задач, больше - в истории: например, нужно знать основные даты, ключевые события и этапы истории России и мира с древности до 1914 года.

Читать еще...

источник

8 комментариев
Понравилась публикация?
29 / -11
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 8
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые
Фельдшер сп Светлана
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 0
09.09.2021, 11:52
Барнаул

Введение второго иностранного языка считаю не уместным.

+3 / -1
картой
Ответить

лучше изучать 2-й иностранный, для мозгов полезно.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)

лучше изучать второй иностранный, для мозга полезно, исследованиями подтверждено

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
13.10.2021, 15:09
Екатеринбург

Атестат то выдадут если от французского откажусь?

+1 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
13.10.2021, 15:10
Екатеринбург

Выдадут ли атестат, если откажусь от французского?

+1 / 0
картой
Ответить
13.10.2021, 15:57
Наро-Фоминск

Вы отказаться не можете, отказываются родители в классе написав коллективное письмо об отказе от второго иностранного языка директору школы!

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
25.04.2022, 14:02
Санкт-Петербург

Надо изучать английский и китайский. Английский - мировой и без него тяжело в других странах, а китайский - так как экономику развиваем совместно и завтра уже будут теснейшим образом контактировать.

+1 / 0
картой
Ответить
25.04.2022, 14:36
Наро-Фоминск

Согласен с вами!

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Премьера песни "Миша"

Студия «Мытый микрофон» представляет премьеру песни «Миша» исполняет группа «Погода на завтра». Ребята говорят о себе: Группа «Погода на завтра» - Легенды Некачественного Рока.🎸
01:17
Поделитесь этим видео

Флюоресцентное «привет» утренней тишине от поэта!

Просыпаюсь, словно запятая между снами, и выворачиваю сердце на свет. В тёплой ладони рассвета слова плавятся, превращаясь в улыбку миру. Я не поэт, лишь проводник дыхания, которое рисует мосты через тишину.
01:00
Поделитесь этим видео

Сделай так, если ваши мышцы плеч в упадке!

Меня всегда спрашивают о высокочастотных тренировочных программах, которые подразумевают воздействие на группу мышц чаще одного раза в неделю. Чтобы вам было ясно, обычно программы тренировок,...

Лучами света в безграничном восторге!

В каждом вдохе автора звучит диалог сияющих полюсов зари и сумерек. Он собирает противоположности, как путник камни памяти, и выпускает их в небо горячими искрами надежды. Восторг его детская дерзость сердца,...
00:56
Поделитесь этим видео

Сломанные крылья надежды!

Творчество похоже на хрупкую ракушку, выброшенную штормом на пустынный берег. Она звенит, если приложить сердце, но прохожие спешат дальше. И всё-таки автор, обнажённый сомнениями, поднимает ракушку снова,...
01:00
Поделитесь этим видео

Лунный вояж: Где свет встречается с тенью! Новый трек!

Представь, бро! Ты стоишь на Луне. Серьезно! Под ногами – серый, пыльный грунт, а над головой – чёрное небо, усыпанное миллионами звёзд. Земля висит вдали, маленькая и синяя, как драгоценный шарик. Круто, да?
04:00
Поделитесь этим видео

Вера Лотар-Шевченко: Пианистка, игравшая Баха на фанерной клавиатуре в ГУЛАГе

История Веры Лотар-Шевченко — это невероятная сага о всепобеждающей силе искусства. От ослепительной славы на лучших сценах мира до лагерей ГУЛАГа, где она играла концерты на вырезанной из фанеры клавиатуре,...

Благое в судьбе: дорога света!

Судьба редко стелет ковер, но её шершавые камни с землёй, учат нас танцевать босиком, ощущая теплоту земли. В откровенной тишине, мне шепчет вера: шагай дальше, неся в ладонях зыбкое пламя надежды.
01:01
Поделитесь этим видео
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы