Гибель субмарины АГА-15: как подводная лодка затонула из -за подгоревших котлет

41 дочитывание
2 комментария
Эта публикация уже заработала 8,95 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Ирландец Джон Филипп Голланд (1841—1904) эмигрировал в Соединенные Штаты Америки и там занялся проектированием подводных лодок. Подлодки Голланда быстро получили признание, и его бизнес пошел в гору: лодки закупали и строили по лицензии самостоятельно Австро-Венгрия, Великобритания, Голландия, Швеция и Япония. Не упустила своего и Россия. Во время Первой мировой войны Россия, промышленность которой не поспевала за потребностями фронтов и флотов, закупила 11 подводных лодок типа «АГ» («Американский Голланд»).

АГ-15

Судьба одной из этих лодок запомнилась историей, ярко демонстрирующей состояние «революционного разгильдяйства», охватившего русскую армию и флот в 1917 году. АГ-15 была спущена на воду осенью 1916-го и находилась в составе Балтийского флота. За несколько месяцев испытаний и службы ее экипаж не успел себя никак проявить. 8 июня 1917 года АГ-15, так и не успевшая нанести какой-либо урон врагу, потерпела катастрофу. Когда лодка вышла в заданный район, лейтенант М. М. Максимович приказал произвести погружение. Но вместо нормального оно получилось очень стремительным. Лодка затонула и опустилась на дно. Быстро поняли, что происходит, и успели выскочить на поверхность воды лишь четверо членов экипажа — командир, рулевой, боцман и штурман, троих из которых подобрал оказавшийся неподалеку русский минный заградитель «Ильмень», а штурман, прапорщик Борис Петерс, утонул, так как не умел плавать. Удивительно, но на флот и тогда, и теперь принимают людей, которые не могут держаться на воде без спасательных средств.

Авария

Спустя час к месту аварии доставили водолазов, и они увидели, что лодка лежит на дне на глубине 27 м с открытыми люками. Внутри еще находились живые подводники — они отзывались на стук по корпусу. Но спасти моряков не удалось. Для подъема лодки (а спасти людей можно было только так) нужно было судно «Волхов», которое в момент трагедии стояло в Ревеле и пришло только через день. К тому времени 6 подводников попытались спастись: открыли люки и с воздушным пузырем выбросились на поверхность. Пятеро из них один за другим в капковых бушлатах выскочили наверх и выжили. Тела их были покрыты кровоподтеками от кровотечений в мелких сосудах кожи — результаты быстрого всплытия и компрессии под водой. Остальные утонули. Всего авария унесла жизни 18 моряков.

Как выяснилось, кок Степан Богданов, готовил борщ и котлеты на обед и открыл, не спросив разрешения, кормовой люк, дабы проветрить отсек (жарко же у плиты в июне). А командир, не осмотрев лишний раз судно в поисках незадраенных люков, отдал приказ о погружении. Правда, он и не обязан был, он ведь принял доклад команды о герметичности отсеков и готовности лодки к погружению. Понятно, с каким результатом погрузились — вода просто-напросто затопила и кока, и его котлеты, и половину лодки. Как пишет капитан 1-го ранга, Владимир Шигин, в работе «Забытая трагедия семнадцатого года (АГ-15)», в обстановке преступной революционной халатности 1917 года должна была неминуемо произойти трагедия. Нельзя не согласиться — флот (а тем более подводный) ошибки прощает редко. Можно лишь благодарить судьбу, что жертв не стало больше.

10 июня 1917 года «Волхов» прибыл к месту аварии и через три дня начал подъем затонувшей АГ-15. Из-за проблемного грунта пришлось провозиться с подъемом несколько дней. 16 июня дело было сделано. Из АГ-15 было извлечено 17 трупов погребенных заживо моряков. Четверо из них оказались еще и с огнестрельными ранами головы — эти подводники, решив не дожидаться гибели от удушения, застрелились.

Поднятую лодку доставили в Ревель 22 июня, отремонтировали и снова спустили на воду. Командиром назначили лейтенанта Матевича-Мациевича, выжившего во время трагедии — это он решил всплывать самостоятельно и спас несколько человек. Он прослужил до большевистского переворота. Потом поставили нового командира, лояльного советской власти. Лодка продолжила служить уже в составе Красного Балтийского флота. В начале апреля 1918 года русские, оставляя финские базы, где оказалась замурованной во льдах АГ-15, взорвали лодку, чтобы не досталась немцам. В 1924-м ее подняли финны и порезали на металлолом.

Авария АГ-15 была уже десятой аварией на русских подводных лодках. Советский и российский подводный флот пережил потом еще более 60 катастроф и потерял сотни людей погибшими. Некоторые из них ужасающи, как гибель «Курска» в 2000 году, другие менее серьезны (к примеру, взрыв цистерны долива на лодке К-223 «Подольск» в 2004-м, когда погиб один человек). Катастрофы неизбежны по многим причинам, часто по техническим, независящим от профессионализма моряков, и неожиданным. Не стоит добавлять к этому еще и нарушения дисциплины. Подробнее ➤

Понравилась статья

Проголосовали: 7

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

2 комментария
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 2
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Интересная статья!

0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Голые жопы набирают тысячи лайков. А сколько просмотров наберут видео от сельского блогера...

Бодрого времени суток пользователи сайта 9111.ru! Это моя вроде сто девяносто девятая публикация здесь. Решил выложить пару видосов от одного пользователя (видосы уже имеются на моём рутуб-канале).
01:24
Поделитесь этим видео

Смешное предложение под Новый нод: поднять пенсии до 50 тысяч рублей! Шо? Опять?!

Справедливороссы в очередной раз занялись популистской перед новым годом. Ничего остроумнее не придумали, чем предложить рекордно поднять пенсии: аж в два раза выше ПМ. Здесь нужно поставить кучу смайликов,

В Госдуме обсуждают пенсии в 50000₽. Депутаты за «достойные пенсии» или Предвыборный пиар?

Вчера все топовые СМИ оповестили об обещании нацлидера исполнить мечты трёх ребятишек. Так, выбрав три открытки на «Ёлке желаний», Путин заявил, что просьбы детей о посещении Музея мирового океана,...

Продавец квартиры - банкрот, беда из прошлого.....

Приветствую, дорогие подписчики и посетители сайта 9111! В жизни каждого человека происходит важное событие – покупка долгожданной квартиры. Покупатель начинает мониторить сайты по продажи недвижимости,