«Сказочные» Госуслуги: сказка о потерянном времени
Краткое содержание :
Предыстория
Понадобилась моей компании электронно-цифровая подпись (ЭЦП) для работы в качестве поставщика в системе электронных торгов, проще говоря, на госзакупках. С получением ЭЦП проблем, как правило, никаких нет – выбрал тип, возможности, заплатил и получил. Вопрос одного рабочего дня. А вот дальше…
В качестве предисловия обозначу: чтобы не быть невежественным, не попасть ни под какие «санкции» за непристойные слова и выражения в публичном месте и в сети Интернет, далее в тексте вместо них буду использовать слова, обозначающие какие-то веселые и радостные эмоции.
Ну а на сегодня, получив ЭЦП, регистрации на сайте госзакупок должна предшествовать регистрация организации на портале "Госуслуги". После этой регистрации сведения об организации поступают в единый реестр (единую информационную систему в сфере закупок).
Это первый нюанс, о котором я узнал от одного из специалистов техподдержки сайта zakupki.gov.ru, потратив до этого «кремову» кучу времени на попытку зарегистрироваться там с разных браузеров по советам других «спецов». Кстати, связаться с техподдержкой этого сайта можно сравнительно быстро.
История
Ладно, регистрирую организацию на "Госуслугах": не отдельно, а войдя в свой аккаунт физлица (там если нажать на своё имя, есть вкладка «Войти как организация»). Собственно, все данные для регистрации считываются с флэшки-токена с ЭЦП, а остальное добавляется вручную. Как потом оказалось, мои телодвижения оказались верными. Но надо ж уточнить, сколько времени пройдет до того момента, когда я смогу зарегистрироваться на госзакупках.
Надо отметить что оба портала абсолютно не владеют информацией друг о друге и отсылают оппонента к другой стороне.
Итак, звоню в техподдержку "Госуслуг". Не буду тратить время на описание небольшого путешествия по меню, по всем 9 цифрам, скрывающимися за словом «если», рекламу covid-19 и всего, что с ним связано. Наконец, слышу первое обнадеживающее сообщение:
«Оператор ответит на ваш звонок через 20 минут. Рекомендую получить персональную консультацию в чате на портале Госуслуг. Сформулируйте заранее свой вопрос, напишите его в чате, и наш оператор ответит на него в ближайшее время».
Ну ладно, 20 минут можно и музыку послушать. Обычно в таких случаях клиента информируют об оставшемся времени ожидания, т.е. через 19 минут вам скажут, что осталось 19 минут, через 18 – 18 минут и т. д. А вот «апельсины» там! Минут 5 ежеминутно я слышал от «весёлой тётеньки» фразу «Оператор ответит на Ваш звонок через 20 минут…» («шарики, конфетки»!), потом еще минут 5 «Оператор ответит на Ваш звонок через 19 минут…» и всё в том же духе.
В итоге 20 минут выросли в 40 («я счастлив»!).
Особенно «радует» последняя минута, которая длится в 10 раз больше. По каким часам какой планеты они живут? И вот, наконец, долгожданный живой человек вежливо отвечает. Излагаю за 10–15 секунд суть вопроса и получаю ответ: «Не кладите трубку, я переключу вас на специалиста». В серьезных учреждениях этот процесс занимает ну секунд 15–20 – нажать кнопку, отправить вызов специалисту, тот дожевал бутерброд, запил чаем и снял трубку.
Но мы ж на российском государственном портале – серьёзная система. Как вы думаете, что я, наивно надеясь на оперативность, слышу от «весёлой тётеньки»? «Оператор ответит на Ваш звонок через 35 минут…» («йогурт с клубникой»!). Дальше по той же схеме, но спустя час сливания мобильного трафика оператор сотовой связи прерывает соединение, считая, что абонент случайно нажал кнопку вызова (да «новогодние каникулы» ж!).
Лыко, мочало – начинай всё сначала…
Стоп! Они что-то там говорили о реализованном (!) чате поддержки. Ну что ж, есть еще одна надежда оперативно решить вопрос. Захожу в чат, пишу вопрос и через 2 минуты (вау!) получаю ответы… Нет, не по существу вопроса, а вот такие:
И что бы я туда ни писал, они повторяются в том же порядке, «собака – друг человека»!
Естественно, на сайте госуслуг вы не найдете:
- никаких форм обратной связи, а вместо этого раздел вопросов/ответов, не содержащих, как правило, нужного Вам ответа,
- никаких телефонов, кроме 88001007010, работающего по описанной мной схеме.
В общем, полный «салют, фейерверк и много шариков!»!
Пришлось пройти еще 2–3 круга ада, прежде чем выяснилось (опять же от техподдержки госзакупок), что в аккаунте организации на "Госуслугах" должен быть установлен допуск Федерального казначейства к получению сведений о вашей компании.
Вывод
Лично у меня сформировался далеко не в этот раз, сегодня я получил лишь очередное подтверждение тому, что в РФ всё, что с приставкой «гос-» – это «полная корзина цветов, подаренная любимой женщине»!
Так что если вы решитесь позвонить в эту сверхорганизованную службу, то до получения долгожданного ответа у вас будет время и поесть, и душ принять, и даже очередную серию в каком-то сериале посмотреть.
А теперь вопрос юристам: есть ли нарушения каких-то нормативов/законов со стороны портала Госуслуги в таком отношении к потребителю? Ведь, на мой взгляд, налицо недостоверное информирование потребителя по срокам оказания услуг. Зафиксировать этот факт – плёвое дело. С превеликим удовольствием подал бы на них в суд, затребовал бы компенсацию и пустил бы эти деньги на какое-нибудь благое дело.