Что такое коррупция и надо ли с ней бороться?
Прежде, чем говорить о коррупции, необходимо договориться о том, что это такое, и дать ей чёткое определение. Существует много различных дефиниций на эту тему, большинство из которых определяет коррупцию, как действие, связанное с дачей-получением взяток*. Но такое её понимание не соответствует реальности, ибо в большинстве случаев деньги в сделках не участвуют, да и самих сделок как бы и нет вовсе, а всё совершается просто по молчаливому согласию. Материальные и нематериальные блага в таких случаях коррупционеры получают иными, зачастую косвенными путями. Так, безусловно, судьи, рассматривающие с полным пренебрежением к Закону дела по заказам прокуратуры или ФСБ, не получают от последних за это ни копейки. Однако, столь же бесспорно, что в результате повышается их рейтинг у руководства и, как следствие, премии, продвижение по службе, сохранение очень немалых льгот при выходе в отставку, другие блага, в том числе и прикрытие от жалоб и требований привлечения к ответственности.
По нашему мнению: «Коррупция – использование должностными лицами служебного положения в интересах иных лиц и организаций вопреки интересам общества и государства»**.
Бороться с коррупцией бесполезно, т.к. победить её силовыми методами невозможно (правда в Сингапуре это удалось, а в Китае её прижали, но и там и там сверхжестокими методами). Это сродни вечному противостоянию снаряда и брони. Чем мощнее создают снаряд, тем прочнее придумывают броню и так далее. Цепь может прервать только мораторий на производство. Необходима армия контролёров, чтобы ловить коррупционеров, другая – контролёров над контролёрами и так далее. Невозможно разрушить систему и «кавалерийскими набегами». Сделать это можно только с помощью хорошо продуманной системы превентивных мер. И такая система существует.
Стране необходима не судебная, а комплексная правовая реформа, способная обеспечить власть Закона, а не «понятий». Даже самый грамотный и объективный судья не сможет вынести законное решение, если нормы закона, как это бывает очень часто, противоречат друг другу.
Причина существования коррупции – она всем чиновникам выгодна. Отсюда вывод: «Необходимо поставить чиновника в такое положение, чтобы ему было невыгодно нарушать закон». Наша система позволяет это сделать, причём используется потенциал и организация самого чиновничьего ап-парата. Эффективность её проверена в различных условиях.
Вместе с тем законодатель может и должен пройти свою часть пути. И эта часть весьма существенна и важна. А требуется всего-ничего. Необходимо:
• Перестать принимать законы, которые под предлогом борьбы с коррупцией создают для неё прекрасную питательную среду, не сокращая, а увеличивая чиновничий аппарат и его распорядительные возможности. Яркий пример – ФЗ от 10 января 2006 г. № 18-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
• Внести изменения в ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", ФЗ «Об Общественной Палате», ФЗ «О парламентском расследовании» с целью наделения этих органов действительными, а не лишь провозглашаемыми, правами и полномочиями, дающими им возможность на деле, а не на словах, осуществлять контроль и влиять на ситуацию в стране, то есть делать то, ради чего они и были созданы.
• Разработать и принять федеральный закон «Об общественном контроле» для реализации установленного Конституцией РФ права граждан на такой контроль, для обеспечения его действенности и, соответственно, пользы для общества и государства. Пора, наконец, перестать относиться к общественным и, прежде всего правозащитным организациям и их членам, лишь как к возмутителям спокойствия, которые только и знают, что создают проблемы для должностных лиц, вынуждающим последних тратить уйму времени на сочинение наукообразных ответов. Очень многие правозащитники обладают большим опытом и знаниями, которые должны быть использованы во благо. С их помощью проверки, проводимые государственными, в том числе правоохранительными, органами, могут быть проведены быстрее, объективнее и результативнее.
• Принять закон «О нормативных правовых актах Российской Федерации» для обеспечения единообразного их толкования и применения должностными лицами на всей территории страны. Из-за отсутствия такого закона
сегодня все стремятся толковать законы, причём, естественно, в свою пользу, а не исполнять.
Существует законодательная база, устанавливающая обязательную открытость принимаемых государственными органами и учреждениями решений и их действий; исключения из общего правила установлены тоже законами России, так же, как и весьма серьёзная ответственность за их нарушение. Однако почти каждый чиновник стремится максимально укрыться от постороннего взгляда, а если он чуть выше на служебной лестнице, то совершенно противозаконно поставить на документе гриф «секретно», или вообще не имеющий права на применение: «для служебного пользования». Хотя каждый такой случай легко выявляется, доказать совершение сотен тысяч преступлений конкретными лицами нетрудно, о возбуждении уголовных дел и, главное, доведении их до логического конца практически не слышно. Прежде всего, вероятно, потому, что этим особенно грешат сами правоохранительные органы и суды. Примеров более чем достаточно.
Необходимо в первоочередном порядке решительно и круто изменить ситуацию. Тем более, что для этого вполне достаточно указания Генпрокурора России и руководителей других ведомств своим подчинённым. Такие, вполне успешные, прецеденты уже были, например, письмо Министра внутренних дел РФ Б.В Грызлова об обязательности выдачи органами МВД РФ заявителям номерных квитанций при приёме заявлений о происшествиях, о предоставлении заявителям для ознакомления материалов проверок, проведённых по их заявлениям. На виду у всех делать темные дела сложнее, да и опаснее.
Особенно опасна коррупция в правоохранительных органах и судах. Бездействующая, весьма часто «крышующая», прокуратура, покрывает настоящих преступников, и порождает правовой беспредел. Это знает вся страна, но делают вид, что не знают, её руководители. Обществу «из достоверных источников» стала известна «передовая» роль прокуратуры России и её сотрудников, вплоть до самых высокопоставленных, в таких громких делах, как вывоз за рубеж в огромных количествах драгоценных металлов (в том числе и т.н. «золота партии»), алмазов, нефтепродуктов и дру-гих ценностей, «чеченских авизо», многочисленных убийствах политиков, общественных деятелей, предпринимателей, банкиров, журналистов (в т.ч. Г. Старовойтовой, А. Козлова, В. Листьева, А. Боровика, А. Политковской, Д. Холодова, С. Маркелова и др.). Сейчас самое время навести порядок.
Недопустима существующая и всячески поддерживаемая руководителями закрытость судов, приведшая к ситуации, когда судья совершенно независим от Закона, но полностью зависит от своего руководства. В то же время все забыли, что судья, выступает в двух ипостасях. Как «человек рассуживающий», он должен быть абсолютно независим в принятии решений, а как должностное лицо высокого ранга,– чиновник категории «А»,– нести повышенную ответственность за свои действия и бездействие.
Необходима тщательная детальная разработка и проведение правовой реформы, способной обеспечить власть Закона, а не «понятий». Пилотная концепция такой реформы имеется.
______________________________
*Определение коррупции в ФЗ «О противодействии коррупции»:
«Коррупция: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление та-кой выгоды указанному лицу другими физическими лицами».
**Другое наше равноценное определение коррупции:
«Коррупция – действия (бездействие) и решения должностных лиц государства, совершаемые в интересах иных лиц и организаций вопреки законодательству и другим установлениям страны»
А.А. РЕКАНТ
01.02.09 г.
Статья была напечатана в Интернет-журнале «Национальная безопасность» 12.03.09 г. под названием «Чиновнику должно быть невыгодно нарушать закон». Дублирована на различных сайтах и в рассылках.
Направлялась как предложения в программу предупреждения коррупции.
А.Р.
Вы согласны?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Для нынешней власти принятие предлагаемых мер равносильно пилению сука, на котором она сидит. Коррупция очень удобный инструмент управления. Наличие компромата позволяет держать в "тонусе" чиновников и депутатов. Для создания видимости борьбы с ней периодически проводится профилактическая "прополка" рядов. Для назидания и устрашения.
Это всё,что надо знать о борьбе с коррупцией.
Спасибо!
Думаю что это донкихотсво,сколько веков с ней борятся, а воз и ныне там.
Вот, вот, пока правильно не определим, не заборем коррупцию. А найти определение, которое всех устроит, не удастся никогда. Вспомним Сократа с его "двуногое и без перьев".
Уважаемая, Елена!
Как же вы не заметили в этой статье аж два определения коррупции, не считая того, которые давно в фз "О противодействии коррупции". Или ни одно из них Вас не устроило? Почему?
Есть еще одно, не мое.
считаю что с этим прежде всего нужно бороться