Банковская гарантия как привлекательный банковский инструмент
Выдача банковских гарантий, безусловно, один из самых привлекательных банковских инструментов как для банка, так и для его клиентов. С точки зрения Банка этот инструмент менее рискованный, чем кредитование, в связи с отсутствием необходимости отвлечения денежных ресурсов в момент выдачи банковской гарантии, а также меньше заинтересованности в мошеннических схемах. Для клиента такой способ обеспечения своих обязательств обходится в три - четыре раза дешевле, чем банковский кредит, да и требования банков несколько легче, по сравнению с тем же кредитом. Но несмотря на вышеуказанные положительные моменты, рынок банковских гарантий по прежнему остается узконаправленным и специфическим. История использования банковских гарантий в Российской банковской деятельности насчитывает более двух десятков лет, но технологических новшеств не прибавилось за это время.

С точки зрения законодательства, банковские гарантии сродни поручительству одного лица за другого (или других лиц). Но предоставлять их могут, соответственно, только лица, имеющие банковскую лицензию, и, естественно, на возмездной основе. То есть на основании договора выдачи банковской гарантии банк предоставит на своем фирменном бланке согласованный текст обязательства, заверенный, как правило, руководителем и главным бухгалтером банка, либо их заместителями или иными уполномоченными лицами. Отсюда проистекают и первые минусы гарантии как инструмента.
Во-первых, контрагент клиента (бенефициар), должен быть уверен в надежности банка, чтобы принять его гарантию в обеспечение обязательств клиента (принципала). Это будет определяться объективными и субъективными предпочтениями бенефициара, возможностями и интересами принципала. Но безусловно, все это должно быть заранее оговорено, при обсуждении условий обеспечиваемого обязательства.
Во-вторых, минусом является подтверждение подлинности документа для бенефициара. Ведь по сути гарантия - это просто бумага с подписями и печатью, а их можно подделать. Как минимум, бенефициару потребуется предоставление документов, подтверждающих полномочия подписавших гарантию лиц. Но и их при должном умении можно фальсифицировать.
Остается возможность позвонить в банк и удостовериться в действительности гарантии. Настороженность должен вызвать как отказ банка предоставить такую информацию, так и излишняя настойчивость принципала по предложению своих контактов. Но даже при получении такого подтверждения, это все равно остается верой на слово. Добровольные инициативы по введению общедоступного реестра не находили соответствующего воплощения. Такое экстраординарное решение, как присутствие всех заинтересованных сторон при выдаче банковской гарантии если и встречается, то крайне редко.
В-третьих, как правило, гарантия предоставляется под конкретное обязательство (которое, впрочем, может возникнуть и в будущем), и все условия предоставления, документального оформления, платежей и т.п., оговариваются в тексте как договора о выдаче гарантии, так и в тексте самой гарантии. То есть практически невозможно представить себе банковскую гарантию универсального характера, которая гарантировала бы неопределенному кругу лиц исполнение принципалом каких - либо неопределенных обязательств. Тем самым, если так случилось, что контракт с предполагаемым бенефициаром не состоится, то принципалу прямая дорога в банк сдать старую гарантию и при необходимости получить новую.
Также бывают ситуации, когда в ходе исполнения контракта возникает необходимость внести изменения в действующую гарантию. Такие особенности документарной формы этого процесса приводят к следующему последнему и основному минусу. Если сумма банковской гарантии относительно небольшая (хотя бы с точки зрения банка), то комиссия за выдачу гарантии будет истребована сразу единовременно и за весь срок действия. То есть в отсутствии иных договоренностей с банком если и возникнет возможность вернуть гарантию досрочно, перерасчета за фактическое время пользования не произойдет. Нужно пытаться договариваться с банком о рассрочке платежей по комиссии и возможности досрочного возврата.
Для банка тоже существуют подводные камни. Гарантия не является безрисковым инструментом. И если что называется "перебрать с объемом" выданных гарантий, то банку надо быть готовым к тому, что придется заплатить по каким то из них. А здесь уже как минимум нужно иметь свободные средства. Да и принципал, не исполнивший обязательство, может оказаться некредитоспособным к тому моменту.
Наверное можно еще найти плюсы и минусы таких сделок. Например, те же мошеннические схемы, которые периодически возникают. В заключении нельзя не отметить, что государственное регулирование придает особый вектор развитию применения банковских гарантий. Это проявляется в сфере таможенного, налогового законодательства, а также при осуществлении государственных закупок. Здесь уже мы можем видеть и особые требования к банку-гаранту и подтверждения факта выдачи гарантии и развитие электронного документооборота между участниками.
Это дает уверенность, что даже в кризисных условиях услуга по выдаче банковских гарантий будет востребована. Но и конкуренция на таком рынке будет уже регулироваться государством