Выездная проверка трудовой инспекцией

Проведение выездной проверки осуществляется трудовой инспекцией в соответствии с Трудовым кодексом РФ, Законом N 248-ФЗ и Положением N 1230.
Выездная проверка может быть как плановой, так и внеплановой. Выездная проверка проводится непосредственно по месту его нахождения (осуществления деятельности) работодателя (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) (ч. 2 ст. 73 Закона N 248-ФЗ). Проверка работодателя может быть проведена сразу в выездной форме, если невозможно удостовериться в полноте и достоверности сведений в документах или объяснениях работодателя, либо не представляется возможным оценить соблюдение работодателем требований трудового законодательства без выезда к нему (ч. 3 ст. 73 Закона N 248-ФЗ).
Выездная проверка начинается с предъявления инспектором служебного удостоверения.
Образец служебного удостоверения государственного инспектора труда утвержден приказом Роструда от 10.12.2004 N 48. Также непосредственно перед началом выездной проверки руководителю (индивидуальному предпринимателю), иному должностному лицу или уполномоченному представителю работодателя вручается под роспись заверенная печатью бумажная копия решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, а также сообщается учетный номер проверки в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий (https://proverki.gov.ru) (ч. 7 ст. 73, ч. 9.1 ст. 98 Закона N 248-ФЗ). Решение о проведении выездной проверки оформляется по типовой форме, утв. приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151 (приложение N 7).
Проверка может проводиться только тем инспектором труда, который непосредственно указан в решении о проведении выездной проверки (п. 5 ч. 1 ст. 64 Закона N 248-ФЗ).
О проведении выездной проверки работодатель должен быть уведомлен не менее чем за 24 часа до ее начала (ч. 6 ст. 73 Закона N 248-ФЗ).
Согласованию с органами прокуратуры подлежит только внеплановая выездная проверка, проводимая по основанию п. 1 ч. 1 ст. 57 Закона N 248-ФЗ (по поступившей от различных источников информации о нарушении трудового законодательства) (ч. 5 ст. 73 Закона N 248-ФЗ, абз. 3 п. 49 Положения N 1230).
Вопреки распространенному мнению, при выездной проверке инспекторы труда не проводят обыск работодателя, выемку документов, очные ставки и т.п.
В рамках выездной проверки инспектор труда проверяет сведения, содержащиеся в представленных работодателем документах и письменных объяснениях, а также проводит опрос работодателя или его представителя и иных лиц, заключающийся в получении от них устной информации, относящейся к предмету выездной проверки (ст. 78 - 80 Закона N 248-ФЗ).
При проведении выездной проверки в целях оценки соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) производственных объектов инспектором труда проводится осмотр, представляющий собой визуальное обследование территорий, помещений (отсеков), производственных и иных объектов, продукции (товаров) и иных предметов без вскрытия помещений (отсеков), транспортных средств, упаковки продукции (товаров), без разборки, демонтажа или нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами (ст. 76 Закона N 248-ФЗ).
При выездной проверке для фиксации доказательств нарушений работодателем требований трудового законодательства инспектором может использоваться фотосъемка, аудио-и видеозапись (ч. 6 ст. 65 Закона N 248-ФЗ, п. 37 Положения N 1230).
Также в рамках выездной проверки может быть проведена экспертиза, заключающаяся в проведении исследований по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом или экспертной организацией инспектором в целях оценки соблюдения работодателем обязательных требований трудового законодательства (ст. 84 Закона N 248-ФЗ).
Описанный порядок проведения выездных проверок не применяется при проведении трудовыми инспекторами административного расследования, которое проводится по правилам ст. 28.7 КоАП РФ, а также при проведении самостоятельного расследования несчастных случаев на производстве в порядке, установленном ст. 229.2, 229.3 ТК РФ и Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утв. постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73 (ч. 3 ст. 1 Закона N 248-ФЗ).
Работодатель обязан обеспечить доступ на свою территорию проводящих выездную проверку инспекторов, а также предоставить возможность ознакомиться непосредственно с оригиналами документов, которые связаны с целью, задачами и предметом проверки. Кроме того работодатель обязан по требованию инспектора предоставить бумажные копии этих документов, заверенные печатью и подписью руководителя (индивидуального предпринимателя) или его уполномоченного представителя (ч. 2 и ч. 3 ст. 80 Закона N 248-ФЗ).
Законодательство не регламентирует срок, в течение которого работодатель обязан выполнить требование инспектора о предоставлении документов и информации в рамках проведения выездной проверки. В этом случае срок предоставления запрашиваемых документов устанавливается инспектором самостоятельно либо по согласованию с работодателем и указывается непосредственно в запросе (ч. 4 ст. 80 Закона N 248-ФЗ).
Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия. При этом срок проведения выездной проверки в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту (ч. 7 ст. 73 Закона N 248-ФЗ, п. 49 Положения N 1230).
Если же проведение выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием руководителя (его представителя), либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности, либо в связи с иными действиями работодателя, повлекшими невозможность проведения проверки (например, не представит документы, не пустит инспектора на свою территорию и т.п.), государственный инспектор труда составляет акт о невозможности проведения проверки и принимает меры по привлечению виновных лиц к ответственности по ч. 1 ст. 19.4 и ст. 19.7 КоАП РФ (ч. 10 и ч. 12 ст. 65 Закона N 248-ФЗ).
В целях составления протокола об административном правонарушении инспектор может направить запрос в органы внутренних дел (полицию) на доставление, то есть принудительное препровождение руководителя в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ).
При этом привлечение работодателя к административной ответственности не освобождает от обязанности представить инспектору запрашиваемые документы и информацию.
В таком случае трудовая инспекция вправе принять решение о проведении повторной выездной проверки работодателя без предварительного уведомления и без согласования с органами прокуратуры (ч. 11 ст. 65 Закона N 248-ФЗ). Поэтому проверка в любом случае будет проведена.