Рассмотрение трудовой инспекцией жалобы работника

Рассмотрение жалоб работников и принятие по ним решений осуществляется трудовой инспекцией в соответствии с требованиями Закона N 59-ФЗ и Закона N 248-ФЗ.
Полученная государственной инспекцией труда жалоба работника подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с даты её поступления (ч. 2 ст. 8 Закона N 59-ФЗ). Далее жалоба передается в соответствующее структурное подразделение, где назначается ответственный исполнитель.
Жалоба, поступившая в трудовую инспекцию, должна быть рассмотрена в течение 30 дней со дня ее регистрации. Однако в связи с проведением контрольного мероприятия и направлением запроса работодателю этот срок может быть продлен руководителем трудовой инспекции или его заместителем не более чем на 30 дней с обязательным уведомлением заявителя о продлении срока рассмотрения его обращения (ст. 12 Закона N 59-ФЗ).
Инспектор труда, являющийся ответственным исполнителем, обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение жалобы работника (п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона N 59-ФЗ).
При рассмотрении сведений о нарушении трудового законодательства, содержащихся в жалобе, инспектором труда проводится оценка их достоверности и при необходимости (ч. 2 и ч. 3 ст. 58 Закона N 248-ФЗ):
1) запрашиваются у заявителя дополнительные сведения и материалы (в том числе в устной форме);
2) запрашиваются у работодателя пояснения в отношении указанных сведений, однако представление таких пояснений и иных документов не является обязательным;
3) обеспечивается проведение контрольного мероприятия без взаимодействия с работодателем.
Работник вправе самостоятельно представлять дополнительные документы и сведения по рассматриваемому обращению (п. 1 ст. 5 Закона N 59-ФЗ). Поэтому когда сведения и факты, указанные в первоначальном обращении, претерпели изменения, то заявителю следует направить в трудовую инспекцию дополнительное обращение, в котором указать все изменившиеся обстоятельства (например, работодатель переехал и находится по другому адресу, изменилось наименование работодателя и т.п.).
Если на стадии рассмотрения обращения конфликт с работодателем будет исчерпан и жалоба уже не актуальна, заявитель вправе обратиться с заявлением о прекращении рассмотрения его обращения (п. 5 ст. 5 Закона N 59-ФЗ).
По итогам рассмотрения сведений о нарушении трудового законодательства, содержащихся в жалобе, инспектор труда направляет руководителю инспекции (ст. 60 Закона N 248-ФЗ):
1) мотивированное представление о проведении контрольного мероприятия в отношении работодателя - при подтверждении достоверности сведений о нарушении трудового законодательства;
2) мотивированное представление о направлении работодателю предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований - при отсутствии подтверждения достоверности сведений о нарушении трудового законодательства;
3) мотивированное представление об отсутствии основания для проведения контрольного мероприятия - при невозможности подтвердить личность заявителя или обнаружении недостоверности сведений о нарушении трудового законодательства.
Результатом рассмотрения жалобы является исчерпывающий ответ по существу поставленных в ней вопросов и принятых мерах по восстановлению или защите нарушенных трудовых прав работника (пп. 3 и 4 ч. 1 ст. 10 Закона N 59-ФЗ).
Ответ на жалобу направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении (для жалоб, направленных в электронной форме), и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении (для жалоб, направленных в письменной форме) (ч. 4 ст. 10 Закона N 59-ФЗ).
Если по истечении 30 дней с момента регистрации ответ трудовой инспекции на поданное обращение не получен и трудовая инспекция не уведомила о продлении срока рассмотрения обращения, то заявитель вправе обратиться с жалобой на бездействие по его обращению непосредственно к руководителю государственной инспекции труда, в вышестоящий орган (Роструд), а также в суд (п. 4 ст. 5 Закона N 59-ФЗ).
источник: Гарант. Ру