Как продавцы из пивных ларьков в СССР становились «миллионерами»

Советское пиво... Почему-то сразу представляется "Жигулевское" и только "Жигулевское", как будто не было ничего другого. Но советское пиво отнюдь не ограничивалось этим сортом, да и к всем известным "Жигулям" пришло далеко не сразу. Хочется приоткрыть некоторые страницы истории пива в СССР.
Читайте в этой статье:
-Почему профессия продавца пива считалась крайне доходной;
-Стиральный порошок и пиво, в чем связь;
-Какими методами советский “бармен” мог за пару месяцев заработать на ВАЗ 2101 “Копейку”.
https://t.me/ne_popadis
В Советском Союзе варили несколько отличных сортов пива: «Рижское», «Мартовское», «Портер», «Московское», да и то же «Жигулевское». Никаких консервантов и искусственных улучшителей вкуса не добавлялось. Срок хранения пенного напитка напрямую зависел от плотности и количества алкоголя в его рецептуре. Единственное, что могли добавить по ГОСТу в некоторые сорта, производимые пивоварами местной пищевой промышленности, так это экстракты трав, хвои и сои. Но, сейчас мы говорим о бутылочном пиве. На нем сильно не намухлюешь.
Но, был еще один «культурный слой», даже целая ниша (!) и имя ей – пивной ларек. «Бармен», контролирующий кран на разливе, через пару лет становился состоятельным человеком. Продавцы разливного пива, задолго до появления цеховиков, считались первыми миллионерами Страны Советов. При официальной заплате 80 рублей – «пивники» приезжали на работу на «жигулях» и «волгах», одетые в модное импортное шмотье.
Как обманывали любителей пенного? Какие методы обмана использовали мошенники? Сколько могли заработать за день бармены? Попробуем максимально правдиво ответить на эти вопросы.
Сначала определимся, что представлял из себя, собственно, пивной ларек. Архитектурно было два варианта.

Первый – это избушка, сколоченная из вагонки, с окошком для выдачи пива. Внутри находилась бочка с краном и продавец. Никакой закуски не подразумевалось. Пришел бухать – бухай! Из мебели стояли несколько круглых столов на одной высокой ножке. Пили стоя, на столах расстилали газету, где чистили вяленую рыбу. Уборщиц не было. Чтобы лишний раз не выстаивать очередь, брали сразу по два-три бокала. Никакой крыши – над пьющими только небо. И туалет тоже предусмотрен не был. Поэтому все близлежащие подворотни источали жуткое амбре.
Второй вариант – это ларек полузакрытого типа. Он уже выглядел частично облагороженным. Продавец стоял за открытой стойкой, и таинство наливания пенного напитка происходило на глазах у публики. Здесь можно было приобрести вяленую воблу или купить бутерброд – черный хлеб с филе селедки присыпанный луком. Зал представлял собой полузакрытую веранду с крышей от дождя. Пиво в здесь тоже пили стоя, балансируя за высокими круглыми столами на одной ножке. Рядом располагался вхлам зассаный дощатый туалет, типа сортир.
На розлив предлагалось всего два сорта пива – «Жигулевское» и «Ячменный колос». Бокал первого стоит 22 копейки, а второго – 20 копеек.
Профессия продавца пива считалась крайне доходной. Устроиться работать «на кран» было чрезвычайно сложно – лишь по большому блату или за огромную взятку.

Стандартная емкость в ларьке – 200 литров. Потребителям архиважно было успеть первым купить свежим напиток, после того, как его только привезли с завода. После того, как народ выпивал 40-50 бокалов, продавец закрывал заведение и вешал табличку «Пива нет». Убедившись в отсутствии посторонних глаз, бармен добавлял в бочку с пивом пару ведер воды из-под крана. Не искушенная публика не ощущала разницы во вкусе, а «пивник» мог спокойно класть себе в карман… считаем: 50 бокалов умножаем на 22 копейки – вот тебе и червонец нарисовался.
По жёсткому махинировали на пене. Пивная пена – это чистый недолив. Чем её больше – тем меньше напитка в бокале. Чтобы добиться плотной и стойкой пены, в бочку с пивом насыпали несколько ложек стирального порошка «Лотос». По информации бывалых совдеповских барменов «недолив» приносил «повелителю крана» до 30 рублей с бочки.

Еще один способ жульничества – пересортица. «Ячменный колос» продавали под видом «Жигулевского». Казалось бы, 2 копейки разницы, а с бочки получалось 4 рубля (цена бутылки водки). Кстати, о водке. «Беленькую» можно было купить непосредственно у бармена. Но если в гастрономе поллитровка «Экстры» стоила 4 рубля 12 копеек, то «пивник» продавал ее за пятерку. А это 88 копеек навара. Обычно удавалось реализовать 6 - 7 бутылок. Умножаем и получаем в среднем 6 рублей чистой прибыли. Водку использовали для приготовления «ерша» - к ¾ пива доливали ¼ водки. По мозгам шарашило – мама не горюй.
На хорошей точке за день уходило две 200 литровой емкости – значит, весь навар можно смело умножать на два. Подводим итог суточной прибыли: 44 х 2 = 88 рублей. Плюсуем водку. Нормально так выходит – 94 рублика (напоминаем, месячная зарплата бармена – 80 рублей). Т.е. получалось, что за день он барыжил больше официальной заплаты. Левыми деньгами у бармена выходило в месяц 2800 рублей. Для сравнения ВАЗ 2101 («копейка») стоила 5200 рублей.
Совершая несложные махинации, продавец разливного пива мог не напрягаясь «зарабатывать» в год до 35000 рублей – умопомрачительные деньжищщи для СССР.
https://telegra.ph/Moshenniki-SSSR-CHast-7-Kak-prodavcy-iz-pivnyh-larkov-stanovilis-millionerami-07-27
С наступающим! Раньше пиво было пивом!(