Куда пропали авианосцы после распада СССР?
Думаю, большинство людей знают, что единственным российским кораблем, с которого возможен запуск самолетов, является авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», или, как его называют некоторые ласково – Кузя.

Строили этот грозный корабль еще в СССР. И, естественно, у некоторых людей может возникнуть ряд вопросов:
-А почему в нашем флоте всего один корабль такого типа?
-Были ли другие авианосцы и, если они были, куда собственно исчез отечественные авианесущие морские силы?
Действительно, Советский Союз в двадцатом веке был сверхдержавой, у которой были просто огромные технические, научные и финансовые возможности, а также все необходимые мощности для строительства таких кораблей. Тогда почему отечественные морские авианесущие силы не занимают, как минимум второе место в мире?

Программа строительства авианосцев в нашей стране существовала всегда. Например, еще во времена Российской империи в строю были корабли, предназначенные для транспортировки и использования аэростатов и гидропланов, в Советском союзе несколько раз начинали строить и вводить в строй авианосцы. Но, как-то все для этой сферы военной промышленности с самого начала не ладилось. Действительно, складывается ощущение, что отечественную морскую военную авиацию преследовал очень долго какой-то рок:
Половина имперских гидроавиатранспортов были реквизированы Францией – после того, как в нашей стране к власти пришли большевики. Естественно, нам их никто и никогда не вернул.
В середине первой половины двадцатого века уже Советский Союз не только проектирует, но и начинает строить собственные авианосцы. Но их не все успели построить или ввести в полную боевую готовность до начала Великой Отечественной войны. В итоге, строительство было законсервировано, а те корабли, которые успели спустить на воду, использовали только в оборонительных целях, разместив на них артиллерию – не было еще ни самолетов, ни возможности использовать авианосцы по-другому. За время войны много чего изменилось в плане технологий. В итоге, первые советские авианосцы, даже будучи достроенными, оказались морально и технически устаревшими.
Казалось бы, дальше должно было все идти нормально. Но нет, в высших эшелонах власти развернулась очень серьезная борьба по поводу выделения ресурсов, средств и мощностей. В итоге, приоритет был отдан созданию атомных подводных лодок, стратегической авиации и ракетостроению.
Тем не менее, в период с 1970-го по 1982-й год было заложено и спущено на воду четыре авианесущих крейсера проекта «Кречет».
С 1982-го по 1988-й было заложено еще три корабля подобного типа, в числе них и единственный атомный авианесущий крейсер «Ульяновск».
Во флот успело поступить 5 подобных крейсеров:
· Четыре из первой линий: Киев, Минск, Адмирал Горшков и Новороссийск.
· И один из второй – всем известный Адмирал Кузнецов.
Почему осталось только один из них? Дело в том, что в 1991-ом году произошел развал Советского Союза. Все эти корабли строились на теперь уже украинских предприятиях в городе Николаев. На территории России банально не оказалось базы и технического оснащения, чтобы содержать подобные корабли. В итоге, три из них были списаны и проданы на слом. В строю остались только Адмирал Горшков и Адмирал Кузнецов.

Содержание двух кораблей подобного класса оказалось не по силам государству в 2000-х годах, когда в стране был серьезный экономический кризис. Это привело к решению избавиться от еще одного корабля, которым стал авианесущий крейсер «Адмирал Горшков». Он был продан в Индию, затем, по заказу уже новых владельцев – модернизирован и введен в состав индийских ВМФ.
Двух последних кораблей, которые не были достроены на украинских верфях, один был продан фактически за копейки в Китай, где его довели до ума и сделали гордостью китайского флота, второй – разобран в 1992-м украинскими работниками верфи.
Получается, что все попытки создать собственные морские авианесущие силы в нашей стране, всегда происходили в очень сложные периоды для страны: революция, Великая Отечественная война, распад Советского Союза.
Как известно, моряки – люди, которые очень сильно верят в приметы. Возможно, учитывая все выше перечисленные факты, это и является причиной того, что в нашей стране, даже во времена экономической стабильности, не сильно хотели заниматься возрождением авианесущего флота, предпочитая разрабатывать другие системы вооружений, которые сегодня активно внедряются в российскую армию.
Источник