Умеют ли в России учить? А учиться?
Мне кажется, что в России не умеют учиться, при этом каждый норовит учить. На самом деле, не умею ни то, ни другое. Смелое утверждение? Обидное? Может, у вас из глубин души сейчас поднялось возмущение и аргументы для спора.
Подумаем, что значит - учиться?
Долгое время это было про монополию на информацию. У учителей есть доступ к какой-то информации и знаниям, они ее передают студентам или школьникам. И все сводилось к запоминанию. Из положительных сторон, такая система нехило прокачивает навык запоминания и тренирует память. Однако не развивает критические навыки.
Когда я училась в школе инноваций ИКРА, мне понравилась простая концепция про образование. Что может учащийся усвоить и присвоить в ходе обучения? Таких вещей три: знание (о чем-то), навык и установка.
Догадываетесь, что зачастую официальное образование (в школе, или университете, или на работе, или курсах) сводиться к прокачке исключительно знаний?
Вам рассказывают онлайн или офлайн про что-то. Например, что Земля круглая. Или шар. Или точнее эллипсоид вращения. Или…(думаю, вы поняли шутку.) Здорово, если вы этого не знали. И для вас это действительно новая информация. Еще лучше - если она вам нужна. Если нет, то с большой вероятностью, вы ее забудете или даже не попытаетесь запомнить.
С навыками сложнее. Какие навыки дает, например, школа?
Писать грамотно и считать в уме и на бумаге. Социализироваться - и это под вопросом. Может, для кого-то организовывать мероприятия. Пожалуй, все.
Мне кажется, с развитием навыков в российских официальных школах действительно довольно плачевно обстоят дела.
А какие навыки собственно нужны в 7 лет? А в 14 или в 18 лет?
Во-первых, согласитесь - они будут разные для каждого возраста.
Во-вторых, вспомните, о чем вы жалели в свои 25 или 30 и наверстывали самостоятельно?
Так можно нащупывать программу-минимум образовательного сервиса, где клиент - учащийся (это кстати важный дисклеймер, потому что в реальной жизни клиент образовательной системы не всегда учащийся, им может выступать родитель с JTBD - day care или государство с JTBD - оставим это место пустым для политических дебатов - с какими гражданами хочет работать то или иное правительство)
Начнем с базы:
Жить с собой: заботиться о своем теле и душе, или ментальном здоровье.
Как насчет научить детей правильно питаться? Спать? Отдыхать активно и пассивно? Проявлять и понимать свои эмоции. Устанавливать свои границы. Понимать свои желания и возможности.
Жить с другими: общаться и выстраивать отношения, решать конфликты, вести переговоры.
Управлять финансами: зарабатывать деньги, тратить их, сберегать и инвестировать.
Общаться на разных языках. Именно общаться: выражать себя и понимать других. Будь то английский, китайский, программирование на JS или Python, язык музыки, танца, кино или живописи.
Еще много можно положить в копилку навыков: к 12-14 годам - точно понимать секс и сексуальность и уметь это использовать; к 18 - реализовывать гражданские свободы и обязанности, как проявлять себя как гражданина.
Раньше были ПТУ и уроки, ориентированные на практику. Задумка валидная, только жаль, что список навыков там устарел. Можно шитье заменить на уроки составления базового гардероба и ухода за одеждой; уроки кулинарии с тортиками из печенек и сгущенки - на правильное и сбалансированное питание и так далее.
Но это не все. Вся магия начинается, когда мы доходим до установок. Кто-то скажет, что за это отвечает семья. И будет прав, однако мозг копирует все, что встречает на своем пути и считает полезным для выживания. И если в школе человек проводит 10 лет, почти каждый день по 5-8 часов, то нужно быть весьма наивным, чтобы полагать, что мозг не будет записывать установки, которые проецируют учителя и ученики.
И с установками вышла огреха. Что вы помните из школьных стен на уровне правил (писаных или договорных по понятиям)?
№1. Есть правильный ответ и ваша задача узнать его. Ох, сколько лет прошло, пока я поняла, что истин много и ответов в реальном мире всегда больше одного.
№2. Можно списать или схалтурить - важно, как вас оценит кто-то или забить на него. На переписывание этой установки тоже ушло много времени и усилий.
№3. Вы то или это. Ярлыки вешают все: и учителя, и дети. Вы или отличник или троечник. Вы гуманитарий или технарь. Вы про искусство или только про спорт. И так далее. Зачем все так любят противопоставления и бинарность? Мир же в разы сложнее.
№4. Есть только один авторитет - это учитель. Его нужно слушаться.
№5. Нужно отсиживать - дожидаться конца урока, конца года или школы. Нельзя уйти, когда тебе удобно или если неинтересно.
К чему такая система готовит. Выглядит очевидно - к жестким иерархическим системам, типа армии, тюрьмы, авторитарным командам в координатах подчинение-исполнение.
И возможно, когда-то был такой заказ и это прекрасно вписывалось в историко-социальный эксперимент под названием социализм-коммунизм. А сейчас? Много ли таких систем? И хотите ли вы лично в них жить?
А ведь есть мир других установок.
№1. Вы и только вы определяете, что вы хотите и можете.
№2. У всех разные сильные стороны и их комбинации, это не делает вас хуже или лучше других.
№3. Вы можете что-то не уметь или не знать, но если хотите - научиться этому. И для этого есть разные ресурсы. Привет Growth mindset vs Fixed mindset
№4. В мире много изобилия и много вариантов ответов, вы можете выбрать то, что вам кажется интересным. Вы даже выбирает свое окружение.
№5. Коммуникация - это двусторонний процесс, диалог как минимум, это всегда большее, чем обмен мнениями.
Хотелось бы сделать красивый вывод, но его не будет. Каждый раз когда я попадаю на учебу, я смотрю не только на программу, я смотрю на всю систему: какие знания, какие навыки и какие установки я возьму отсюда. А они мне нужны? Или вроде знания есть, а вот установки - сплошь токсичное общение или альфа-игры.
Знания ведь пройдут (вспомните про кривую забывания Эббингауза), а вот навыки и установки останутся с вами - в виде патеров в коре головного мозга. И их переписывать в разы сложнее, чем то, что две параллельные прямые не пересекаются.