ФНС создаст сервис для самозанятых

В феврале 2022 года ФНС планирует внедрить в приложение «Мой налог» новую функцию, позволяющую осуществлять платежи напрямую из приложения.
По информации «Известий» платежный сервис от ФНС позволит выставлять счета для покупателей и отправлять их на почту или в любой мессенджер непосредственно из «Моего налога». Фактически по описанию источников предполагается, что «Мой налог» будет принимать деньги у клиентов и перечислять их самозанятым. А взамен полученных от клиентов денег будет оформлять им чек за оказанную услугу.
Такая, своего рода, онлайн-касса от ФНС. Ведь что происходит сейчас? Сейчас большинство самозанятых работает по следующему принципу: оказал услугу — получил деньги (налом или безналом) — оформил чек на данную сумму — отправил чек клиенту (распечатанный лично, а электронный — на e-mail, телефон, в мессенджер). При этом самозанятый имеет право получить оплату за свои услуги любым законным способом, начиная от наличных и заканчивая банковским переводом. Главное условие — оформленный через «Мой налог» чек.
Но в связи с этим возникают интересные особенности движения средств. Если деньги получены путем перечисления на карту, то, как правило, они приходят самозанятому обезличено — нет никаких указаний, что это именно оплата за товары/услуги/работы. Конечно, при переводе клиент может указать назначение платежа, но кто же этим из клиентов заморачивается, особенно при переводе по номеру телефона.
Таким образом, проверить, что данный перевод является именно профессиональным доходом, для ФНС не представляется возможным. И в таком случае ФНС фактически «доверяет» самозанятому по принципу, если переведенная сумма отмечена в приложении «Мой налог», то значит она входит в профессиональный доход.
А если не отмечена — то это может быть займ, возврат долга или что-то ещё. Возникает закономерный вопрос: устраивает ли это ФНС? Скорее всего нет. В подобных ситуациях ФНС проще контролировать доход самозанятых, работающих через интернет со своих сайтов.
В большинстве случаев сайты таких граждан предусматривают оформление квитанций, в которых указываются наименование товара или услуги, а также стоимость и реквизиты счета самозанятого. Более того, у таких квитанций может быть сформирован штрих-код для удобства оплаты через различные терминалы.
Такой подход очень удобен и для самозанятых, и для ФНС. Первые получают автоматизацию учета проданных товаров, услуг, выполненных работ. Вторые — контроль за получаемыми доходами самозанятых. Однако не каждый самозанятый готов к разработке и поддержанию такого сервиса у себя. Ведь все это дополнительные расходы. И ФНС не в силах заставить человека разрабатывать и вести такой сервис: если налоговая только попытается это сделать, то большинство самозанятых граждан сразу же уйдут «в тень».
Поэтому для налоговой удобнее всего организовать свой собственный платежный сервис, в котором будут идти все расчеты самозанятых. И введение такого платежного функционала в «Мой налог» — из этой серии. Сейчас ФНС не запрещает самозанятым получение оплаты за оказанные услуги всеми различными способами.
Но это исключает тотальный контроль за получаемыми профессиональными доходами граждан. Нет полной прозрачности платежей. А вот проводя платежи через «Мой налог» весь доход станет «прозрачным» и контролируемым. И, не исключено, что в будущем этот платежный сервис станет единственно возможным вариантом взаимодействия между самозанятыми и их клиентами. А все остальные варианты окажутся «вне закона»…
Плюсы сервиса для самозанятых и ФНС Понятно, что ФНС внедряет данный сервис под лозунгом удобства для самозанятых и клиентов. Однако все вышесказанное говорит о постепенном усилении контроля государства за доходами и расходами граждан (доходами самозанятых и расходами их клиентов).
И для налоговой — это плюс. А для самозанятых? Кстати, такой подход исключит сокрытие профессиональных доходов при получении оплаты за товары/услуги наличными деньгами. Потому что на данный момент такие финансовые операции базируются фактически исключительно на сознательности самозанятого.
То есть подразумевается, что все полученные наличные будут оформлены чеками в приложении «Мой налог». А так ли это или нет — ФНС не знает. Еще один плюс для налоговой инспекции: при таком подходе будет легко проконтролировать отправлен ли чек клиенту или нет. Для самого самозанятого это не имеет особого значения, ведь за деньги он все равно отчитался.
А вот ФНС по направлению чека клиенту может оценить финансовую дисциплину. И получает дополнительный рычаг воздействия на самозанятых. Технологически это осуществить несложно.
Для самозанятых же плюсом станет упрощение процедуры платежей за счет аккумулирования в одном месте (хотя, кстати, еще не известен сам функционал системы, и об этом говорить пока преждевременно). Возникает другой важный вопрос: за любой платежный сервис нужно платить комиссию. За чей счет она будет оплачиваться и сколько процентов составит? Ответа пока нет. Поэтому будем следить за дальнейшим развитием событий.
Источник:https://urexpert.online/pravo/fns-sozdast-servis-dlya-samozanyatyh.html