Цегельник Олег Романович
Цегельник О. Р. Подписчиков: 3786
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 20.9к

Рецензия на фильм «Одиннадцать молчаливых мужчин»: обаятельное кино о любви, футболе и любви к футболу

55 дочитываний
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 3,85 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Режиссер Алексей Пиманов в верной пропорции смешал юмор, патриотизм, спорт и романтику.

Ноябрь 1945 года. Совсем недавно закончилась Вторая мировая война и теперь весь цивилизованный мир осторожно начинает вспоминать, каково это — жить без нависшей над головой угрозы. В Великобритании приземляется самолет из Советского Союза — он привез футболистов, которые должны будут сыграть несколько матчей с лучшими британскими командами (такими как «Челси» и «Арсенал»). Английские журналисты ожидают увидеть дикарей с балалайками и в шапках-ушанках, но из самолета выходят красивые молодые люди в стильных темно-синих пальто и шляпах с узкими полями.

С ними спортивный комментатор Вадим Синявский (Павел Крайнов), у которого одни ботинки стоят больше, чем его британские коллеги зарабатывают за месяц. Советские футболисты не владеют английским языком и потому не отвечают на вопросы прессы, за что и получают прозвище «одиннадцать молчаливых мужчин».

Спортивная драма Алексея Пиманова«Одиннадцать молчаливых мужчин» основана на реальном событии — команда чемпионов СССР в самом деле прилетала на родину футбола, чтобы показать британцам высочайший уровень игры. Костяк команды составляли игроки из московского «Динамо», которым для усиления отправили пару футболистов из ленинградского «Динамо» и звездного нападающего из ЦДКА (ныне ЦСКА) — Всеволода Боброва (Макар Запорожский). Именно Бобров выступает главным героем картины.

Многие его товарищи по команде, в соответствии с названием фильма, играют роли «молчаливых мужчин» — у них не более двух-трех реплик. Помимо Боброва из общей массы выделяются только Константин Бесков (Дмитрий Белоцерковский), получивший собственную куцую любовную линию, и вратарь Алексей Хомич (Роман Курцын), из которого режиссер сделал комичного недотепу, понимающего английский даже хуже других игроков.

Ольга Лерман и Дмитрий Белоцерковский в фильме «Одиннадцать молчаливых мужчин»

В начале фильма Всеволод конфликтует с тренером Михаилом Якушиным (Павел Трубинер) и флиртует с русскоговорящей лондонской журналисткой Эбби (Алена Коломина). Любой зритель, знакомый со снятыми в России в последние годы спортивными драмами, может примерно предположить, что же будет дальше — сейчас приставленный к футболистам чекист будет портить Боброву жизнь за связь с агентом Запада, а команда тем временем будет страдать из-за того, что Всеволод не умеет и не хочет играть со всеми вместе.

Но нет, Пиманов обманывает ожидания! В первом же матче главный герой находит в себе силы смирить гордыню и включиться в общий процесс. Из-за романа с журналисткой его тоже никто не прессует, хотя сердобольная переводчица Саша (Софья Шуткина) и переживает, что после возвращения на Родину у Боброва возникнут проблемы. Более того, пасущий футболистов сотрудник госбезопасности — это крайне обаятельная девушка (Евгения Лапова) и насквозь положительный персонаж, в ключевой момент фильма спасающая ситуацию.

Алексей Пиманов умело избегает приевшиеся штампы и походя высмеивает некоторые заезженные приемы. Эбби уговаривает Всеволода остаться в Англии и предлагает ему написать книгу о футболе, в которой он между делом слегка покритикует СССР — обещает, что это будет бестселлер. «Можешь и не критиковать, если не хочешь. Но тогда ее, наверное, мало кто купит. Кому же интересна книга только о футболе?» — говорит журналистка.

Сложно не увидеть в этой фразе шпильку в адрес картин, где спортсмены (будь то шахматисты или баскетболисты) страдают от прессинга советской системы и соблазнов, которые сулит сытый Запад. При этом сам Пиманов тоже снимает фильм не только про футбол — он уделяет много внимания и любовной истории, и околокриминальному сюжету про владельца подпольного тотализатора (Андрей Чернышов), пытающегося повлиять на исход матчей, однако все эти линии гармонично вплетаются в основное повествование и не отвлекают внимание от главного.

Павел Трубинер в фильме «Одиннадцать молчаливых мужчин»

В картине «Одиннадцать молчаливых мужчин» немало красивых эпизодов — начиная с прогулок по улочкам старого Лондона и заканчивая сценами танцев в лобби-баре отеля. Но самыми эффектными сценами, конечно же, стали фрагменты футбольных матчей. Алексей Пиманов заставил своих актеров надеть бутсы, сшитые по технологии того времени, и по-настоящему, без скидок на киношные условности, сыграть в футбол против профессиональных спортсменов — Роман Курцын даже порвал грудную мышцу, принимая мячи в ходе съемок.

Благодаря такому подходу происходящее на экране выглядит заметно более убедительно, чем, скажем в «Тренере». Как и в фильме «Стрельцов», разобраться в ходе матча помогает закадровый голос комментатора, подсвечивающего самые яркие моменты. При этом режиссер не забывает, что футбол — командная игра.

В центре сюжета, как мы уже сказали, остается звездный нападающий Бобров, но каждый гол становится результатом слаженной работы нескольких игроков. Что не менее важно, британцы показаны как сильные и умелые противники, так что победа или даже ничья ощущается как значительное достижение, ставшее возможным благодаря правильно выбранной тактике, а не счастливому случаю или заведомому превосходству советских игроков.

Софья Шуткина и Макар Запорожский в фильме «Одиннадцать молчаливых мужчин»

«Одиннадцать молчаливых мужчин» — прежде всего кино не о футболе, а о людях. Пиманов не устает напоминать, что перед нами представители «поколения победителей», слепленные из иного, нежели мы с вами, теста. В диалогах мимоходом упоминается, что один из «динамовцев», Евгений Архангельский (Вячеслав Морозов), был участником легендарного матча, сыгранного в 1942 году в блокадном Ленинграде.

Всеволод Бобров рассказывает сокомандникам про брата Владимира, который тоже был футболистом, но за месяц до Победы получил травму, поставившую крест на его спортивной карьере. В Британии Бобров играет за себя и за брата (а в его лице — и за всех фронтовиков), и это звучит куда сильнее, чем ставшее мемом «за себя и за Сашку» из «Движения вверх». За пределами футбольного поля Всеволод может быть наглым и вести себя развязно, но он скорее исключение из правил — в то же время один из сокомандников Боброва не может найти смелости, чтобы даже по телефону заговорить с понравившейся ему девушкой (Ольга Лерман).

В картине Пиманова есть эпизод, в котором комментатор Синявский играет на рояле легкомысленный джазовый мотивчик, но при этом поет «Темную ночь». Пожалуй, эта сцена лучше всего характеризует «Одиннадцать молчаливых мужчин» — фильм живым языком и без занудного морализаторства говорит со зрителем о важных вещах, напоминает о былых победах и вечных ценностях.

Смотрите фильм «Одиннадцать молчаливых мужчин» в кинотеатрах с 17 февраля.

Понравилась публикация?
17 / -1
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Сможет ли участник СВО оформить нотариальную доверенность дистанционно? Разъяснения нотариуса

Каждодневно юрист изучает множество нормативных актов, а также других полезных публикаций и пояснений. Некоторые из них потом очень востребованы в обычной практике юриста, как для консультаций,...

Чудо-ягода брусника.

Брусника — известная северная ягода, которую с древности ценят за её вкусовые ...
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы