Кто вернет билеты за несостоявшийся авиарейс
Казалось бы, наши граждане вполне привыкли к нестабильности в сфере переездов и перелетов в частности и туризма в общем.
Но вновь объявленные отмены авиарейсов за рубеж, вызванные как решением российских авиакомпаний, так и закрытием воздушных пространств зарубежных стран, вновь вынудили россиян отказаться от уже купленных билетов.
Чаще крупные авиакомпании самостоятельно и быстро решают вопросы о возврате оплаченных за билет денежных средств, либо же предлагают оставить их на депозите, однако бывают и подвешенные ситуации.
Росавиация рекомендовала перевозчикам, получившим воздушные суда от иностранных лизинговых компаний, временно приостановить пассажирские и грузовые рейсы за границу из-за высокой степени риска их ареста. Большинство российских авиакомпаний получили уведомление от европейских лизингодателей о прекращении договоров перестрахования. Авиаторы трактовали это как невозможность выполнять полеты. После закрытия неба Европы для россиян полностью прекратили полеты в Россию европейские перевозчики (за исключением Турции). От российских рейсов отказываются и некоторые авиакомпании из СНГ.
Разберемся, на что имеют право несостоявшиеся пассажиры. Отметим, что стоит различать заказ авиабилета в составе пакетного тура и самостоятельную покупку авиабилета. В первом случае ответственность перед вами как клиентом несет туроператор или турагент, условия ответственности предусмотрены как правило договором на оказание туристических услуг и могут разниться в зависимости от наличия страхования тура, вида турпутевки, вида рейса (чартерный или регулярный) и многих других. Решать вопрос о возврате денежных средств вам в любом случае придется с туроператором или турагентом.
С самостоятельной покупкой билета дела обстоят иначе.
С юридической точки зрения покупка авиабилета – это фактически договор оказания услуг по воздушной перевозке и регулируется он статьей 103 Воздушного кодекса РФ, Гражданским кодексом РФ и Законом «О защите прав потребителей». Согласно законодательству в случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки уплаченная за воздушную перевозку провозная плата возвращается в полном объеме (пункт 2 статьи 108 ВК РФ, пункт 116 главы XVI Правил формирования и применения тарифов). Перечень случаев вынужденного отказа пассажира от перевозки, указанный в пункте 227 Правил воздушных перевозок, не является исчерпывающим, поскольку в нем содержится оговорка о том, что перевозчик может признать отказ пассажира от перевозки вынужденным и в других случаях. Таким образом, в случае отмены рейса или вашим собственным обоснованным отказом от перелета, денежные средства вам должны быть возвращены в полном объеме (включая плату за багаж и все иные сборы).
