Фильмы, снятые лучше, чем написаны первоисточники.
Всё, написанное в статье, является личным мнением автора, не претендует на звание "истина в последней инстанции" и может быть оспорено читателями по их усмотрению.
У каждого человека есть свои любимые книги, фильмы, музыкальные произведения, полотна и прочие произведения искусства и культуры.
Многие фильмы снимаются по каким-либо первоисточникам - романам, повестям, пьесам, рассказам. Бывает, мы сначала читаем книгу, потом смотрим фильм, бывает наоборот.
Три фильма, о которых пойдёт здесь речь, известны всем, родившимся и выросшим в Советском Союзе. Тогда фильмы были разнообразными, разных жанров и киностудий (в каждой - или почти в каждой - бывшей республике СССР была своя). И пусть было всего два канала, но по ним действительно можно было найти что-то интересное для каждого зрителя.
Ещё в дошкольном возрасте моим любимым детским фильмом стало "Королевство кривых зеркал" (1963 год).

Тогда дети интересовались сказками, и советская детская киноиндустрия предоставляла юным гражданам страны разнообразные варианты киносказок. "Королевство" содержало в себе многие факторы: и современность той эпохе, и приключения, и сказочный сюжет, и музыкальные вставки, и идея дружбы, взаимопомощи, свободы.
О чтении первоисточника я как-то не задумывалась в то время, да может, просто потому, что не было о нём информации.

Уже будучи взрослой, воспитывая двух дочерей, я решила прочитать им эту книгу. Однако была сильно разочарована: тяжёлый слог (словно для забивания свай), какой-то "топорный" язык. Даже я, привыкшая читать и делавшая это всю жизнь, как только выдаётся свободное время, с трудом продиралась сквозь дебри этого произведения (а ведь в 5 классе начинала читать "Спартака" Рафаэлло Джованьоли, правда, осилила тогда только половину, остальное дочитывала уже после окончания школы).
Второй фильм - всесоюзно любимая и имевшая в год выхода на экраны страны оглушительный успех комедия "Иван Васильевич меняет профессию" (1973 год).

Его показывают почти в любой праздник, и, полагаю, даже те, кто утверждает, что вообще не смотрят телевизор, включают его во время эфира. Великолепный актёрский состав (да, это в СССР были настоящие "звёзды"), блестящие диалоги, идеально подобранное музыкальное сопровождение - неотъемлимые факторы успеха шедевра Леонида Гайдая.
Вспомним, что фильм был снят по мотиваи пьесы Михаила Булгакова "Иван Васильевич".

Обожаю у этого автора "Мастера и Маргариту", "Собачье сердце", абсолютно не понимаю "Театральный роман", спокойно отношусь к "Зойкиной квартире" и "Роковым яйцам". Как говорится - на вкус и цвет все фломастеры разные.
Понятно, что "Иван Васильевич" М.Булгакова писался в другое время, нежели снимался фильм. По сравнению с киноверсией литературный первоисточник кажется макетом, схемой, наброском для более ёмкого, насыщенного произведения.
Третий фильм, который вышел в "массовый просмотр" - сразу на ТВ - и также стал уже классикой советского киноискусства - "Большая перемена" (1972-73 годы).

Смотрю его каждый раз, как наткнусь, с любого момента и в любое время. Фильм, который рассказывал об одной из важнейших профессий любой эпохи и любого общества - учителе - с огромной любовью и уважением. С другой стороны, показано стремление уже взрослых - а иногда очень взрослых людей (Степан Семёнович Леднёв) получить образование, которое не удалось получить в соответсвующем школьном возрасте. И это не было фантазией сценариста: моя тётя много лет работала в школе рабочей молодёжи, и её рассказы о работе не расходились с основой сюжета фильма. Люди учились утром, если работали вечером, и наоборот. Помните знаменитую фразу Гены Ляпишева "Ходишь-ходишь в школу, потом бац! - вторая смена!" Блестящий тонкий юмор, порой переходящий в сарказм (одно из достоинств Нестора Петровича) - реплики из фильма "ушли в народ" и стали настоящими "крылатыми выражениями".
И вот сравнительно недавно я узнала, что и у этого фильма есть первоисточник - роман "Иду к людям" Георгия Садовникова.

Я просто не могла пройти мимо этой книги - ведь по ней снят мой любимейший фильм. Но прочитав достаточное количество страниц, я поняла, что лучше бы и прошла. Меня ожидало полнейшее разочарование. Роман написан в каком-то лубочно-балаганном стиле. Главный герой выведен полным неудачником и, как сейчас выразились бы - лузером. Поведение его в некоторых эпизодах просто недостойно звания учителя. Лишь некоторые эпизоды прочитанной части романа вызвали интерес. Оказывается, в 1962 году среди учителей была безработица - все места в школах (а их было несоизмеримо больше, чем при нынешней "демократии") были заняты прочно и надолго! И ещё одна ситуация, повеселившая меня. Никого не собираюсь обижать - это касается "оскорбления чувств верующих" (вот почему-то оскорбление чувств неверующих у нас никого не волнует). Итак, отрывок:
"Однако разноса не последовало — хозяйка растерялась. Она с утра до вечера опасается подвохов от моей персоны. Особенно после того, как я у неё спросил: кем приходится Иван Богослов композитору Никите Богословскому? Не родственник ли? Бабка перелистала всю Библию, опросила полбазара и, не найдя
ответа, осведомилась у попа. Батюшка впал в гнев и наложил на бабу Маню епитимью. С тех пор она
всегда начеку."
Никому не навязываю своего мнения. Но если кто-то захочет поделиться в комментариях своим - об этих ли или о других фильмах и книгах, - буду рада.
А как вы относитесь к упомянутым фильмам и книгам?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Прекрасные произведения