К ВОПРОСУ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ ИНВАЛИДОВ
В соответствии с показателями федеральных статистических данных в настоящее время на территории России проживает более 13 млн. человек (8% населения) официально зарегистрированных инвалидов старше 18 лет, которые относятся к категории инвалидов как одной из самых наиболее социально уязвимых в нашей стране. Вместе с тем реальный масштаб целевой группы социальной политики в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья намного больше.
Министерство труда РФ оценивает его как 35 млн. человек, относя к ним все маломобильные группы граждан. Официально зарегистрированные инвалиды претендуют не только на меры по развитию доступной среды (в широком смысле этого слова), но также и на меры связанные с реализацией жилищных прав предоставленных для инвалидов в соответствии с российским законодательством.
В действующем уже более двадцати лет, Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту – ФЗ № 181), являющимся и поныне основным законодательным актом федерального уровня в номах которого отражены главные положения, свидетельствующие о правах и свободах инвалидов, в том числе и право инвалида на получение жилья для проживания в нем.
Там же в этом законе (ст. 1), дается легальное понятие инвалида под которым следует понимать – лицо, у которого имеется нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, вследствие трав или дефектов, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Немаловажным вопросом нуждающимся в своем законодательном разрешении является вопрос касающийся обеспечения инвалидов жильем, создание для инвалидов и семей в которых имеются дети инвалиды, в рамках действующего федерального законодательства и законов, принятых в субъектах России, надлежащих условий для проживания и соблюдения, жилищных прав, данной категории граждан.
Хотелось бы остановиться на ряде проблем связанных с реализацией жилищных прав инвалидов. По этому поводу вызывает интерес толкование положений ст. 28.2 ФЗ № 181, в которой говорится, что государство передает свои полномочия связанные с обеспечением жильем инвалидов и семей в которых есть дети инвалиды, государственным властным органам субъектов России. Но это касается только тех, кто успел встать на учет по улучшению условий своего жилья до 1 января 2005 года. В Жилищном федеральном кодексе по этому поводу никаких мер, в которых бы шла речь об обеспечении жильем инвалидов не предусмотрено.
Данная мера, на наш взгляд, может привести только к созданию очередности получения жилья инвалидами, увеличить на длительные сроки получения жилья, для инвалидов, нуждающихся в нем, отсюда жилищное право не будет осуществлено в отношении данной категории граждан в короткие сроки. Основная причина такой очередности и длительности сроков получения жилья инвалидами видится в разных финансовых возможностях бюджетов субъектов Российской Федерации.
В одних наиболее успешных и богатых субъектах, бюджетные средства могут выделяться своевременно, в других бедных регионах их может быть выделено из бюджетов явно недостаточно и не каждый желающий инвалид очередник может своевременно улучшить свои условия для жилья. Также, в некоторых случаях субъекты сами устанавливают такие размеры для выплат на жилье, которые могут быть явно меньше стоимости данного жилого объекта в конкретно взятом муниципальном образовании.
Кроме этого согласно положений ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса, российские граждане, вставшие на учет как нуждающиеся в жилье, страдающие болезнями хронического характера, с которыми проживание в одной квартире становиться невозможным, вправе получить сейчас жилье вне очереди, а не в первую очередь, как это было раньше.
Но в этом случае, данная норма обеспечивающая право на получение жилья вне очереди явно вступает в противоречие с нормами ФЗ – № 181 где идет речь о том что, порядок предоставления жилья для инвалидов и его очередность, устанавливается в законе субъекта РФ для вставших на учет до 1 января 2005 года.
Таким образом, если принять во внимание положения жилищного законодательства, то установленный там порядок позволит осуществить свое право инвалиду на получение жилья. Законодательство субъекта не должно препятствовать для данной категории граждан получить такое жилье вне очереди, по договору соцнайма.
Далее хочется отметить что реализация права инвалидов на обеспечение их жильем, которые встали на учет уже после 1 января 2005 года, есть право каждого субъекта предоставлять жилье данной для категории граждан а не обязанность, а хотелось бы что бы это входило в обязанность субъектов Российской Федерации.
Из-за того что как правило во многих бюджетах муниципальных образований на осуществление инвалидами своего права улучшить жилищные условия, не хватает денежных средств, а зачастую они и вообще отсутствуют, органы власти муниципалитетов не определяют порядок обеспечения такого жилья или предоставляют его в исключительных случаях.
Также, стоит обратить внимание на такой момент, что в России, до сих пор, не выработано никакого законодательного механизма, единого для всех, регулирующего вопросы предоставления жилья для инвалидов, совместное проживание с которыми невозможно.
Отсюда муниципальными органами власти в порядке вне очереди жилье для инвалидов предоставляется не всегда а если предоставляется то как правило после обращения данной категории граждан в судебные инстанции для защиты своих жилищных прав.
До сих пор, нет правовой регламентации о реализации своих прав на жилье для отдельных категорий инвалидов, нуждающихся в таком жилье.
Из-за того что нет ясных и внятных законодательных формулировок в действующих нормах регулирующих вопросы предоставления жилья для инвалидов, государственными или судебными инстанциями как правило выносятся решения в которых говориться о праве а не обязанности органов государства и муниципальных органов предоставлять для инвалидов дополнительную площадь.
Таким образом, в действующем российском законодательстве, наблюдаются очевидные проблемы, связанные с его применением, что в конечном итоге создает препятствия для обеспечения права инвалидов на улучшение жилищных условий. Только изменения, внесенные в законодательные нормы и их совершенствование, позволит решить одну из важнейших проблем обеспечения жилищных прав инвалидов, одной из самых мало защищенных категорий граждан России.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: