ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕАЭС
На сегодняшний день международная экономическая интеграция представляет собой крайне важное явление, поскольку затруднительным будет представление страны с успешной экономикой, если она обособленна от сотрудничества и взаимосвязи с другими странами в различных сферах своей деятельности.
Евразийский экономический союз (далее – ЕАЭС) как одна из ведущих интеграционных структур является именно таким явлением, приводящим не только к экономическому взаимодействию стран, но и к сближению их механизмов друг с другом.
Прежде чем перейти к анализу Евразийского экономического союза необходимо проследить его становление. Целесообразным видится начать рассмотрение указанного аспекта с конца XX века.
Стоит отметить, что сама идея создания интеграционного объединения возникла сразу после распада СССР. Поскольку союзные республики, взаимодействуя между собой имели совместное развитие, люди и товары могли свободно перемещаться через границу. Но как только СССР не стало, экономический рост государств приостановился.
В конце XX века насущным оказался вопрос о взаимоотношениях между странами. Отправным началом в становлении интеграционного объединения стал Договор стран СНГ «О создании Экономического союза» от 1993 года, в соответствии с которым стороны согласовали создание Экономического союза путем поэтапного углубления интеграции. Согласно данному Договору предусматривалось четыре этапа интеграции: межгосударственная ассоциация свободной торговли; таможенный союз (далее – ТС); общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, а также валютный союз.
С целью реализации вышеуказанного договора 6 января 1995 года Российская Федерации и Республика Беларусь подписали Соглашение о создании Таможенного союза. 20 января 1995 года к Соглашению присоединился Казахстан. 29 марта 1996 года вышеупомянутые страны заключили Договор о присоединении к Соглашению о создании ТС Кыргызской Республики. Затем 26 февраля 1999 года был подписан Договор о присоединении Республики Таджикистан к Соглашениям о Таможенном союзе.
Нацеливаясь на все большее взаимодействие, а также создание не только «общих границ», но и «общей экономики» к 2000 году, указанные выше страны подписывают Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (далее – ЕврАзЭС). Следовательно, ЕврАзЭС становится наследником положений о таможенном союзе, а последний в свою очередь перестает свое существование.
В период до 2007 года активно ведется деятельность по подготовке законодательной базы с целью создания единого экономического пространства.
В 2007 году Россия, Казахстан и Белоруссия подписывают Договор о создании единой таможенной территории и таможенный союз начинает свое существование вновь, только уже на базе ЕврАзЭС. Указанным Договором также создается единый постоянно действующий орган ТС – Комиссия Таможенного союза, действовавшая в период с 2007 до 2012 года. С этого момента был намечен путь на движение к уже современной форме интеграции – ЕАЭС.
Спустя 5 лет, в 2012 году свое функционирование начинает Евразийская экономическая комиссия, принимаемая главами государств ЕЭК в качестве наднационального органа.
Политическая обстановка в мире наталкивает на отдельные изменения в отношениях между странами. В частности, происходит усиление региональной экономической интеграции на востоке, что в последствии приводит к заключению в 2014 году Соглашения между Россией, Казахстаном и Белоруссией о создании ЕАЭС. С 1 января 2015 года он вступает в силу и начинается новый веток в развитии.
Таким образом, проанализировав исторический аспект в развитии экономического интеграционного объединения ЕАЭС, можно выделить несколько этапов его формирования:
1) формирование таможенного союза;
2) формирование единого экономического пространства;
3) формирование Евразийского экономического союза.
Также, некоторые авторы, в частности, Дробот Е. В., Костылева С. О, выделяют «Зону свободной торговли, как самую первую стадию», идущую перед Таможенным союзом. С мнением авторов, нельзя не согласиться, поскольку, как уже было ранее сказано, в Договоре «О создании Экономического союза» самым первым этапом стояла ассоциация свободной торговли между странами.
Исходя из этого, интеграционный процесс представляется выше указанными этапами, в каждом из которых есть собственные особенности. При этом, для отдельной формы интеграции предусматривается комплекс взаимосвязанных мероприятий.
Идея создания ЕАЭС с точки зрения экономического роста государств-участников считается наиболее выгодной. В частности, Президент РФ Путин В. В. о перспективе развития отмечал: «Союз будет работать на универсальных принципах, понятных для всех, в том числе на основе норм и принципов ВТО. Мы вместе создаем мощный центр экономического развития, крупный региональный рынок, который объединяет более 170 млн. человек. Наш союз обладает огромными запасами природных ресурсов. На него приходится пятая часть мировых запасов газа и почти 15% нефти. У стран «тройки» в то же самое время развитая промышленность, индустриальная база, мощный кадровый и интеллектуальный потенциал».
Тем не менее, странами за океаном эта идея воспринята не была, они говорили о том, что Россия, Белоруссия и Казахстан начали строить новый СССР. В частности, «США в своей внешней политике выступала против Таможенного союза и ЕАЭС, утверждая, что это является попыткой восстановить доминирование России на постсоветском пространстве».
Данное мнение видится не совсем корректным, поскольку страны-участники изначально договорились о том, что интеграция происходит в экономической сфере, следовательно, вопросы выносятся на наднациональный уровень исключительно экономические и ни о каком доминировании не может идти и речи.
В настоящее время помимо стран «тройки» в ЕАЭС входят Армения и Киргизия, ставшие полноправными участниками объединения в 2015 году.
При этом достаточно большое количество государств выражают желание сотрудничать с Евразийским экономическим союзом, что еще раз подчеркивает его значимость. Так, к примеру, Молдавия с 2018 является государством-наблюдателем ЕАЭС. Вьетнам, Иран и некоторые другие находятся в Зоне свободной торговли (далее – ЗСТ). Многие страны находятся на стадии переговоров о создании с ЕАЭС ЗСТ (к примеру, Таиланд), некоторые заинтересованы во вступлении в сам союз (например, Тунис).
ЕАЭС как интеграционное объединение направлено на достижение ряда целей, к их числу следует отнести: «всестороннюю модернизацию, кооперацию, повышение конкурентоспособности национальных экономик и создание условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов».
Следовательно, можно выделить принцип четырех свобод, на основе которых функционирует ЕАЭС. Это свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также скоординированная, единая и согласованная политика в отраслях экономики.
Однако, несмотря на то, что страны-участники ЕАЭС юридически уже объявили о том, что сейчас находятся на этапе формирования экономического союза, фактически они только переходят от Таможенного союза к единому экономическому пространству. В настоящее время единственным интеграционным объединением, котором удалось пройти все стадии экономической интеграции, является Европейский союз.
Главной проблемой, мешающей стать странам-участницам ЕАЭС Евразийским экономическим союзом является то, что между этими странами еще нет общего рынка. В частности, по таким важным секторам экономики как рынок нефти и рынок газа. Это приоритетно, поскольку как уже было отмечено в выступлении В. В. Путина: «ЕАЭС – одна пятая мировых запасов природного газа и 7,8 % мировых запасов нефти».
Следовательно, из-за отсутствия единого рынка можно заметить и не до конца реализованную между странами единую экономическую политику.
Поэтому, основной перспективой в развитии ЕАЭС остается формирование общего рынка между странами. В частности, необходимо: слияние энергетических рынков, создание единого валютного рынка, проведение скоординированной политики в области транспортного пространства и как следствие более широкая унификация законодательства ЕАЭС.
Указанные идеи, согласно ожиданиям, предстоит реализовать до 2025 года. При этом, в процессе необходимо произвести решения около полусотни важнейших вопросов. В числе их: разработка единых технических стандартов на газ и нефть у стран-участниц ЕАЭС, создание условий для доступа на указанный рынок; принятие общих принципов доступа к транспортировочным системам, гармонизация национальных норм и правил, касающихся функционирования общего рынка и т. д.
Второй проблемой можно выделить однородность экспортных товаров, поскольку все страны-участники – сырьевые экспортеры. Следствием этого является отрицательная динамика торговли, так как странам не выгодно производить обмен одинаковой продукцией. Им выгоднее экспортировать товары третьим странам. Так, аспирант кафедры мировой экономики экономического факультета МГУ, Цой А. В. в своем исследовании отмечает: «основными торговыми партнерами ЕАЭС являются Китай (удельный вес в общем объеме внешней торговли - 15,5%), товары которого являются более дешевыми по сравнению с товарами, произведенными внутри ЕАЭС, и Германия (удельный вес в общем объеме внешней торговли - 8,8%), товары которой более наукоемкие и технологичные» .
Указанный фактор может привести к ожесточенной конкуренции между странами, вместо политики согласованности, на которую они были нацелены изначально, поэтому необходимым видится наращивание объемов взаимной торговли промежуточными товарами.
Кроме того, «совместная реализация инфраструктурных, промышленных, инновационных и иных проектов будет стимулировать снижение уровня импорта из стран, не входящих в Союз».
Также, хочется отметить, что все пять стран, входящие в ЕАЭС, находятся на разных уровнях экономического развития, что обусловлено географическим положением, уровнем производства, а также историческим фактором. Вследствие этого у каждой страны есть свои приоритетные направления не схожие с задачами других стран.
В целом же стоит заметить, что «интеграционный оптимизм коррелирует в первую очередь с экономическим ростом. Только если в России и других странах ЕАЭС возобновится устойчивый экономический рост, интеграция с внешними партнерами будет происходить гораздо легче и динамичнее».
Подводя итог, стоит еще раз заметить, что по всем признакам интеграции, в настоящее время, ЕАЭС существует формально. Фактически страны-участники находятся на стадии перехода от Таможенного союза к Единому экономическому пространству, поскольку между странами-участниками нет полноценно созданного общего рынка. Для достижения поставленной цели им необходимо сформировать единый рынок и единую экономическую политику, произвести слияния энергетических рынков, создать единый валютный рынок, унифицировать законодательство ЕАЭС, а также ликвидировать остающиеся ограничения в торговле.