Наших детей отупляют смартфонами? Это заговор?
Гаджеты становятся неотъемлемой частью нашей жизни, но как это отражается на развитии наших детей? Вопрос открытый и противоречивый.
Так как явление достаточно новое, сложно утверждать, что фактор компьютеризации изучен в полной мере, однако некоторые данные исследователям всë же удалось собрать.
Прежде всего, давайте разберëмся с терминами: сама по себе компьютерная зависимость, как навязчивое использование гаджетов в ущерб другим потребностям, не считается клиническим расстройством, и в крайних опасных формах встречается редко, не более 2% процентов подростков ей подвержены, по последним данным.
А вот уже зависимость от компьютерных игр Всемирная ассоциация здравоохранения с 1 января 2022 года официально признала психическим расстройством аддиктивного спектра. Но чтобы диагностировать подобное отклонение, нужно наблюдать ребëнка достаточно долго. Подтверждается диагноз у очень небольшого количества наблюдаемых.
Обособленный вопрос – это игры, в которых присутствует насилие. Существует три гипотезы на этот счëт.
1. Агрессивные игры провоцируют у детей агрессию в реальной жизни.
2. Агрессивные игры помогают удовлетворить природную жажду насилия и имеют скорее положительный успокаивающий эффект.
3. К агрессивным играм имеют пристрастия изначально дети с повышенным уровнем агрессии.
На данном этапе более аргументированной считается только третья версия, действительно агрессивные игры чаще всего предпочитают дети, познавшие агрессию в рамках семьи или близкого круга общения.
Существует ряд исследований на эту тему.
В 90-е годы американский психолог Крейг Андерсон, исследуя этот вопрос, пришëл к выводу, что действительно на детей пагубно влияют компьютерные игры с элементами насилия, провоцируя чрезмерную агрессию в жизни. Он написал на эту тему очень убедительную научную работу и провëл соответствующий метаанализ.
Однако в 2010 году профессор кафедры психологии Стетсонского университета Кристофер Фергюсон поставил под сомнение результаты Андерсона. Провëл более обширное исследование и пришëл к выводу, что агрессивные игры оказывают гораздо меньшее влияние. Эффект крайне не значителен и не может являться определяющим.
В связи с новизной этого явления появляется огромный простор для мифотворчества. Известный психиатр Манфрид Шпицер придумал такие термины, как цифровая деменция, цифровое слабоумие и т. п. Эти термины широко распространились и напугали огромное количество родителей. Но стоит отметить, что никакой доказательной исследовательской базой эти термины не подкреплены. Официально не зарегистрировано ни одного случая развития деменции из-за использования гаджетов, а исследования изучающие влияние гаджетов на мозг не выявили негативных факторов.
По сравнению с 2013 годом количество людей с компьютерной зависимостью снизилось. Это может свидетельствовать о том, что мы постепенно адаптируемся к новым условиям, учимся правильно расставлять приоритеты.
Ещë одним распространëнным опасением родителей является недостаточная социализация ребëнка из-за чрезмерной погруженности в виртуальный мир. Спешу вас успокоить, исследования отечественных учëных 2019–2021 годов показывают нам, что дети не готовы полностью отказываться от реального общения. Тут скорее можно говорить о дополненной, смешанной реальности, они находятся и в реальном и в виртуальном мире одновременно. Благодаря общению только в одной популярной среди подростков социальной сети значительно превышают так называемое число Данбара (то есть необходимое количество социальных контактов).
Цифровая социализация – новая возможность для общения и развития коммуникативных навыков.
Среди психологов набирает популярность такой термин как дополненное "Я". Расширение возможностей за счëт высокотехнологичных устройств. Это и есть наше будущее, мы будем эволюционировать в симбиозе с технологиями. Но не стоит бояться, так как процесс расширения возможностей человека начался уже очень давно, ещë тогда когда наш обезьяноподобный предок впервые взял в руки палку.
Как много времени вы проводите за смартфоном/компьютером ежедневно?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты