День мучителя. Советское образование не лучшее в мире? В чем причина тотальной безответственности и безынициативности?

В этот праздничный день хотелось бы вдоволь покритиковать систему образования, которая трансформировалась из советской в российскую, не избавившись от главных проблем и дефектов. Некоторые из основных моментов хочу осветить и прокомментировать.
1. Выгорание преподавателей, профессиональная деформация личности
На четвëртом курсе педагогического университета, воодушевлëнный идеями и возможностями гуманистической психологии, я поспешил устроиться в школу, дабы внедрять прогрессивные методы и разъяснить преподавателям и детям, что возможно работать, обучаться и жить с удовольствием.
Меня переполняли эмоции от тех открытий, которые мне удалось совершить за годы обучения, преодолеть многие собственные психологические травмы и искажения восприятия действительности. Очень хотелось, как можно скорее поделиться этими невероятно важными знаниями с другими людьми, сделать их такими же счастливыми, как я теперь!

Бюджетная школа, в которую мне удалось устроиться на должность педагога-психолога, была очень старая, ещë советской постройки, без капитального ремонта. 80% преподавателей преклонного возраста, 55+. Люди настолько выгоревшие и профессионально деформированные, что в их присутствии становилось неуютно и некомфортно даже мне, взрослому человеку. Этот оценивающий критический взгляд из-под очков, кажется, прожигает насквозь.
Конечно, воплощать мои идеи, предоставлять свободу творчества детям, проявлять к ним больше уважения и участия никто не спешил. В лучшем случае все мои призывы и предложения игнорировались, в худшем оборачивались скандалом.

Я всë больше осознавал, что эта борьба с ветряными мельницами бессмысленна. Они привыкли предыдущие 35 лет орать на учеников и называть их идиотами и так дальше продолжат несмотря ни на что.
Руководство полностью поддерживает своих опытных сотрудников, а я для них был скорее как заноза со своим энтузиазмом. Есть модель, по которой они работают десятилетия, пусть она не лучшая, но проверенная. И вообще, самое главное – отчитаться подобающим образом перед вышестоящим руководством. Предсказуемо, проработав один учебный год, я уволился, так и не сумев реализовать ни один задуманный проект.
На самом деле миссия учителя невероятно важная. Убеждëн, что именно преподаватели своей работой создают наше будущее. И если в школе с детьми работает агрессивный невротик, он заразит неврозом сотни, тысячи молодых и неокрепших умов.
Конечно, в оправдание учителей стоит отметить, что очень часто они вынуждены брать на себя огромную нагрузку, чтобы хоть как-то сводить концы с концами.
Кроме того, надо понимать, что у невротичных личностей слишком много жизненной энергии расходуется на внутренние конфликты, поэтому они не могут работать качественно и продуктивно. Позже это распространяется на все сферы нашей жизни. Дети, прошедшие обучение у таких преподавателей, с большой долей вероятности вырастут неэффективными сотрудниками и несчастливыми людьми.
2. Система оценки знаний
Система оценки знаний, которая является неотъемлемой частью нашей образовательной системы, на мой взгляд, себя полностью дискредитировала.
Ради чего ребëнок каждое утро приходит в школу? Чаще всего не потому, что он тянется к знаниям и ему действительно интересно. А потому лишь чтобы избежать порицания, заработать бонусы в виде цифр в дневнике.

По сути, сами знания особо не важны, важна только оценка. Вызубрить информацию, ответить и забыть навсегда, как что-то ненужное и бессмысленное. Именно поэтому большинство взрослых людей не могут ответить на элементарные вопросы школьной программы, они в школу ходили не за знаниями, а за оценками.
А Пастернака лучше изучать ради красоты слога и эстетического удовольствия, а не ради пятëрки в дневнике.
Кроме того, система оценивания порождает страх ошибаться. Ведь непременно в случае ошибки над тобой будут потешаться одноклассники, учитель будет оскорблять публично, а твоя не устоявшаяся и незафиксированная ещë самооценка обязательно упадëт куда-то на уровень плинтуса или ниже.
То есть людям с раннего детства прививают боязнь совершать ошибки, беспомощность и безынициативность. Страх брать на себя ответственность и быть индивидуальностью.
Во многом именно из-за неправильной организации образовательного процесса формируется дефицит креативных и эффективных кадров, которые необходимы для всеобщего развития и процветания.
3. Отсутствие уважения к младшим
Безусловно, культ уважения и слепого поклонения старшим имеет сакральное значение и не может быть поставлен под сомнение. Преподаватели, родители и прочие взрослые с удовольствием пользуются подобным положением дел.
- "Ты как со старшими разговариваешь!"
- "Мне, между прочим, не пятнадцать лет!"
- "Я старше, мне лучше знать!"
- "Доживëшь до моих лет, тогда поговорим!"
Чистой воды манипулятивные фразы, с которыми каждый хотя бы раз в жизни сталкивался. Самое интересное, что они великолепно работают, особенно с детьми, на подсознательном уровне зарождают чувство вины, определëнные сомнения в своей позиции, даже если она тысячу раз верная и аргументированная. Это своеобразная невербальная стена, которой взрослый от ребëнка отгораживается, и конструктивный диалог далее невозможен.

Манипуляция возрастом – одна из простейших топорных и примитивнейших. Последствия для детской формирующейся психики могут быть печальные. Ребëнок привыкает, что он не важен, его мнение заведомо глупое и ничтожное.
Не подумайте, что я призываю грубить старшим и не уважать их, ни в коем случае. Я хочу перенести этот вопрос в несколько иную плоскость.
Уважать необходимо любого человека, вне зависимости от возраста, пола, расы, национальности, конфессиональной принадлежности и прочих особенностей. Исходя из этого хочу обозначить проблематику как отсутствие уважения к младшим.
Эпилог
Итак, реформа образования – фундаментальная основа счастливого будущего страны, необходимо вырастить хотя бы одно психически здоровое поколение для нашего общего блага.

Учителей поздравляю с праздником, спасибо за ваш труд. Я надеюсь, что профессия педагога вскоре станет престижной и высокооплачиваемой, так чтобы был огромный конкурс при устройстве и постоянная необходимость и желание соответствовать высокому статусу.
Всем мира, добра и стабильно хорошего настроения!
Сколько литров в одном барреле?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Вы написали очень интересную статью..Но я считаю ,что Советская школа не ломала детей ,а воспитывала, как положено, и учила уважению..Вас с учителями не повезло..Коллеги могут показаться с тяжелым взглядом из под очков..А как иначе?
Может они и выгорают ,но они могут держать внимание детей на уроке..Я обожала их и не боялась никого!А вот дети сейчас ,по сравнению с СССР, избалованные ..
Посмотрели на них не так .Сказали не так.Издеваются над учителями, пользуясь мобильной связью..Никто ребят не обижает в школе.Это исключение из правил.Вежливость в приоритете..
Ни чем не хуже подрастающее поколение чем наше или любое более старшее. Это искажение восприятия реальности, заблуждение.
Я уверен, что когда вы были подростком, старики вокруг тоже говорили, что с вашим поколением что-то не так.
Это было испокон веков, если человек начинает ругать молодëжь, это признак того что он отстал от жизни, устарел и не понимает современных тенденций. Отчаянно хватается за прошлое, которого уже нет.
Я, навреное, напишу об этом отдельную статью, интересная и обширная тема.
Проблема "отцы и дети" вечна!
Несравнимо ХУЖЕ!!! Инфантильное, избалованное поколение, которому на каждом углу твердЯт об их правах и никто ( кроме следователя, когда совершается преступление) не рассказывает про обязанности. Вы даже не сравнивайте !! В бытность Союза детей учили уважать старших, независимо от их социального статуса. А сейчас любой шалопай, на замечание, может матом приложить и ничего ты с ним не поделаешь. А в бытность Союза были рычаги "поставить хулигана на место"... Я вообще не понимаю, как можно сравнивать советское поколение с нынешними инфантилами ?!
о какой вежливости может идти речь, если учитель даже в общении с родителями позволяет себе обращаться на "ты"? когда обращение "неуч", "лентяй", к младшекласснику - это обычное обращение? когда отношения строятся по принципу "я начальник - ты дурак"?
Вам и вашему ребенку очень "повезло" столкнувшись с такими индивидуами в системе образования, но в семье не без урода.
по моим ощущениям, это скорее семья уродов, в которой мелькают таланты. Но их благополучно выживают из пед.коллектива
Но это только Ваши личные ощущения и надеюсь - исключение из правил.
Спасибо за публикацию. Опустили Вы нас , учителей... И это в праздничный для нас день, когда уже поседевшие ученики звонят, пишут поздравления в Одноклассниках, пара выпускников пришла с цветами... Не знаю, в какую школу попали Вы. Я училась и работала в школе (в трех - переезжала). Да, много учителей было зрелого возраста, даже пенсионеров. Но, чтобы оскорблять детей... Не слышала такого. Насчет инноваций. Конец 80-х, 90-е годы. Как-то заходит директор, а у меня 11-классники стоят за последними партами, поставив стул на стол. Вычитала я в газете, что дальневосточный учитель такую методику придумал. А у меня ребятки после физ-ры. Ну, я и предложила. Статью в учительской газете директору. Почитала. Говорит - молодец, продолжай. Одобряю! Чертовщина лилась в СМИ и разврат. Ну, я придумала курс истории мировых религий. Предоставила план Администрации и РУНО. Одобрили. 11-й класс как мышки сидел, ловя каждое мое слово! Первой в Москве его ввела. В библиотеках рылась, ну и пр. Английский. Тоже преподавала. 6-й класс. Тема - "COOKING". Ну, я и предложила детям приготовить что-нибудь дома и рассказать, как готовили. Завуч заходит на перемене, а мои мышки термосы, чашки достают... Она - Это что такое на уроке? Я объяснила. Осталась она на уроке. Накормили, сами ребятки наелись... А мне - премию... Полагаю, не стоит так нелицеприятно говорить о пожилых учителях. Они были моими учителями после вуза! Творчество? Плох тот учитель, который не умеет или не хочет творить. И в школу надо идти работать по призванию. Автор! Можете рассматривать мой пост как возмущение Вашими словами. Не работая в школе, или случайно туда попав - рано делать выводы. Видно, Вы пошли не по призванию. Некоторые наши вузовские выпускники тоже сбежали из школы. Диплом нужен был как бумажка!
Я ждал подобных комментариев, конечно критику сложно воспринимать объективно, понимаю вас.
Спасибо за мнения. Крепкого вам здоровья, хорошего настроения и всех благ.)
Это не критика. Это действительность. Жаль, что Вы этого не поняли.
но вас же единицы!
Наталья Михайловна! Вы правы! мы уже на пенсии. Но общаемся и встречаемся. КАК будут без наших знаний, умений и навыков проводить школьную реформу - не представляю.
Дети и взрослые должны разговаривать не как старшее поколение с младшим, а на одном понятным обеим сторонам языке, при этом каждый должен уважать другого
Я за взаимное уважение в школах. Поддерживаю автора, что в школах должен быть конкурс.
Спасибо.
Конкурс на какую должность? В школу не хотят идти. Процветание хамства и неуважения. Объявите конкурс - и посмотрите результат! Видимо, очередь выстроится!!! Посмотрите на вакансии в школах вначале.
В хорошую московскую школу попасть уже трудно. Подчёркиваю: в хорошую, потому что деньги - это важно, но и моральное удовлетворение должно быть. А вот в Барнауле, думаю, учителей не хватает. И будет не хватать, потому что требования к учителю завышенные, а зарплаты заниженные. И так почти по всей России.
Я учился по советской системе образование в XX-м 70-е годы, в итоге получил два высших образования.
Вы - молодец.)
Благодарю.