Задачи для законодателей, поставленные Тепляковыми. И не только для законодателей

Фото взято с ресурса Яндекс. Картинки
С первых дней пребывания в Московском государственном университете Алисы Тепляковой создался интересный прецедент, постоянно привлекавший и привлекающий к себе внимание благодаря в большей степени экстравагантности её родителей. Особенно отца семейства Евгения Теплякова. После того как унаследованная от советских образовательных мифов эйфория схлынула, большинством стала ощущаться уже вполне отчётливо вся ненормальность ситуации, когда девочка, которой по возрасту ещё в куклы играть, должна изучать вещи, которые и взрослым то не всем доступны и понятны.
Камнем преткновения в самом начале вузовского этапа этого чудовищного эксперимента стало то, что якобы даже если руководство Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и захотело бы отказать в приёме на 1-й курс факультета психологии сдавшей успешно ЕГЭ Алисе Тепляковой, то не имело на то никаких законных оснований. Это не вполне так, о чём рассказывается в одной из предыдущих публикаций.
Прецедентная часть права у нас, к сожалению или к счастью, не развита, поэтому удовольствие наступать на одни и те же грабли после отказа в приёме обеспечено до тех пор, пока не будет возможности исполнителей ткнуть носом в содержащийся в законе прямой запрет на допуск к получению высшего образования тех, кто заведомо для этого не созрел в силу возраста. Когда Алиса Теплякова поступила на психологический факультет МГУ, в сети горячо обсуждался вопрос о том, как сможет изучать фрейдовский психоанализ 9-летняя девочка. На самом деле это не единственная проблема. Высшее образование как образование профессиональное имеет просветительскую цель как вспомогательную.
12) профессиональное образование — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности; (273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" ст. 2).
Как во всяком виде сложной деятельности, в получении профессионального образования на уровне высшего есть ключевые моменты, а есть и то, что можно оставить на самообразование. Но без необходимого минимума не просто заученного материала, а усвоенных методов и приёмов нельзя говорить о реально полученном высшем образовании. Как повод для конфликта между Тепляковыми-родителями и факультетом психологии МГУ был индивидуальный учебный план, но если обратиться к нормативно-правовым документам, то ИЧП явно не является панацеей и не обещает сделать невозможное возможным:
23) индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
Какие образовательные потребности у 8-9-летнего ребёнка? Если кто-то помнит, то в одном из телевизионных интервью с семьёй Тепляковых Алиса на полном серьёзе заявила, что хочет крылья как у Динь-Динь. Динь-Динь (мисс Динь) — это мультяшный диснеевский персонаж, который сайт DISNEY Wikiописывает так:
Характер:
Весёлая, добрая, смелая, дерзкая, упрямая, оптимистичная, трудолюбивая, любопытная, находчивая, вспыльчивая, творческая, безрассудная, бесстрашная, находчивая, амбициозная, талантливая, умная, верная, импульсивная, темпераментная
Внешность:
Маленькая, светлая кожа, пухленькое лицо, голубые глаза, заостренные уши, розовые губы, светлые волосы, короткое зелёное из листьев платье, зелёные балетки, помпоны на балетках, крылья
Способности:
Фея-мастерица, фея воды (временно)
Тип персонажа:
Положительный

Фея Динь-Динь. Фото взято с ресурса Яндекс. Картинки
Возможно, читатели обратили внимание, что у Алисы Тепляковой и Динь-Динь есть даже некоторое сходство. И вот тут следовало бы юристам обратить внимание на всё те же образовательные потребности 8-9-летнего ребёнка, то они не сочетаются с получением высшего образования от слова совсем и ссылаться на отсутствие прямого запрета на приём в ВУЗы малолетних детей как минимум глупо. Что ярко иллюстрирует ответ Алисы на вопрос что бы она хотела: крылья как у Динь-Динь. Во всяком случае, если уж решать, возможно ли брать в студенты ВУЗа 9-летнего ребёнка, одного федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" мало.
1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, должностные лица указанных органов в соответствии со своей компетенцией содействуют ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством Российской Федерации объема дееспособности ребенка посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов, проведения методической, информационной и иной работы с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, порядка защиты прав, установленных законодательством Российской Федерации, а также посредством поощрения исполнения ребенком обязанностей, поддержки практики правоприменения в области защиты прав и законных интересов ребенка.
(ст. 7 федерального закона 124-ФЗ от 24.07.1998 "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации")
Именно "с учётом возраста ребёнка и в пределах установленного законодательством Российской Федерации объема дееспособности ребёнка" и никак иначе. Решение о том, чтобы принять на 1-й курс ВУЗа подростка 14 было бы куда как более обоснованно, чем та глупость, что совершило руководство МГУ в прошлом году. Потому что юридических проблем с постепенным наступлением полной дееспособности параллельно с получением высшего образования тут нет совсем. А вот как может принять решение абитуриент с неначавшимся процессом наступления дееспособности о поступлении в ВУЗ, способна ли адекватно объяснить Мосгорпрокуратура?
Можно было бы и дальше проводить экскурс по нормативно-правовым документам, если бы это помогло многим юристам на госслужбе усвоить всё-таки, что законодательство — это цельная информационная система, а не просто гора из законов и подзаконных актов. И что помимо понятия буквы закона есть ещё понятие духа закона. В качестве заключительного штриха к обзору нормативной базы перед тем, как сделать кое-какие выводы, небольшая выдержка из закона 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" о правах родителей несовершеннолетних обучающихся:
1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
(п. 1 ч. 3 ст. 44)
Опять же, нужно обратить внимание на право родителей выбирать форму обучения, учебное заведение и прочее только "до завершения получения ребенком основного общего образования"; эта правовая норма разрешающая по своему характеру, потому законность вмешательства родителей как законных представителей на других уровнях и видах образования сомнительна как минимум. И, если что, основное общее образование — это в пределах 9-ти классов.
Но раз уж и на этот раз нужна норма, прямо прописанная, несмотря даже на излишнее обилие нормативно-правовых документов, законодателю необходимо принять таковую норму, в которую можно "юристов" носом ткнуть. Раз уж они подзабыли, что они всё-таки специалисты с Высшим образованием.
Самый важный вывод из создавшейся ситуации, который многим покажется экзотическим: нужно отказаться от приверженности химерам эпохи Просвещения в пользу нормальности; Фома Аквинский из "мрачного" Средневековья в своих доказательства привёл положение об одинаковых принципах у многих процессов как в природе, так и в обществе. Один из таких принципов — слишком быстрое развитие часто обрушивается в деградацию. Как сказал в одном из фильмов герой, сыгранный Андреем Мироновым:
"Всё, что удачно складывается, кончается плачевно".
Может и не так радикально, но получать аттестат о среднем образовании в 8 лет — это и по закону перебор.
P. S. Если бы чиновные лица из ректората МГУ, Минобрнауки РФ и Мосгорпрокуратуры руководствовались всем массивом законодательства и здравым смыслом, то проблема с Тепляковыми решилась бы до её обострения. А если бы тем же руководствовались те, кто проводил аттестацию за общеобразовательную школу Алисе и Хеймдалю Тепляковым, то проблема имела бы очень большой шанс закончиться, не начавшись.
Статья опубликована на моём канале "Записки строгого учителя" на площадке Дзен под заголовком"Задачи для законодателей, поставленные Тепляковыми. И не только для законодателей".
Мечта о крыльях - подсознательное детское желание вырваться из-под гнёта окружающей действительности.
Возможно и так.
Всё правильно, девочке не нужно в 9лет идти в университет, слишком рано. Не созрел человечек...
Все зависит от родителей. Куда девочка опаздывала? Никуда. А вот родители решили прославиться своими экспериментами. Учили бы ее не спеша дома.
Главное, что не спеша.
Этот человечек уникум,надо ей помогать во всем и всем!
На счёт того, что она - уникум, вопрос спорный. Тем более, что Евгений Тепляков сам не устаёт повторять, что Алиса - самый обыкновенный ребёнок. И в чём ей помогать всем, в получении совершенно не нужного ей ещё много лет высшего образования? Ей в школу надо возвращаться и доучиваться по человечески, и сверстников по уровню развития догонять.
Спасибо за интересную публикацию и я с Вами согласна ,не было бы никакой проблемы, если бы чиновные лица из ректората МГУ, Минобрнауки РФ и Мосгорпрокуратуры руководствовались всем массивом законодательства и здравым смыслом.
Спасибо за поддержку