Достоевский сказал, что в творчестве Пушкина можно нащупать "русский дух"
Об исканиях русской идеи, или как не найти то, что лежит на самом видном месте?
"Пушкин наше все", да? На словах Пушкин признается гением, но вряд ли кому-то в школе объяснили, почему он гений и в чем его гениальность. Видимо, на этих школьных учителей литературы можно отчасти возложить ответственность за то, что русскую идею до сих пор не нашли.
Меж тем, если обратиться к Достоевскому, которого сегодня вспоминать становится все моднее и моднее, можно натолкнуться на одну его речь, в которой он многое объяснил.
Достоевский сказал, что в творчестве Пушкина можно нащупать "русский дух", который так часто ищут сейчас, когда западный вектор развития страны дискредитирован.
Негативы от западной ориентации России, которые отметил впервые Пушкин, идут огромной молчаливой толпой вслед за горсткой позитивов, цену которым мы узнали как в последние 30 лет, так и шире — в последние 200 лет и даже больше — с петровских времен. Тем не менее, мы и спустя двести лет наступаем на те же грабли.
Как так получилось-то, елки-палки, что Пушкин был признан гением в родной стране, но при этом политическое содержание его наследия выхолощено и никак не повлияло на политическую культуру?
«Пушкинская речь» Достоевского актуальна сегодня так же, как и 140 лет назад. Вот отрывок из предисловия к ней, который написал Достоевский чуть позже:
"1) Пушкин первый своим глубоко прозорливым и гениальным умом и чисто русским сердцем своим отыскал и отметил главнейшее и болезненное явление нашего интеллигентного, исторически оторванного от почвы общества, возвысившегося над народом.
Он отметил и выпукло поставил перед нами отрицательный тип наш, человека, беспокоящегося и не примиряющегося, в родную почву и в родные силы ее не верующего, Россию и себя самого (то есть свое же общество, свой же интеллигентный слой, возникший над родной почвой нашей) в конце концов отрицающего, делать с другими не желающего и искренно страдающего.
Алеко и Онегин породили потом множество подобных себе в нашей художественной литературе. За ними выступили Печорины, Чичиковы, Рудины и Лаврецкие, Болконские (в "Войне и мире" Льва Толстого) и множество других, уже появлением своим засвидетельствовавшие о правде первоначально данной мысли Пушкиным.
Ему честь и слава, его громадному уму и гению, отметившему самую больную язву составившегося у нас после великой петровской реформы общества.
Его искусному диагнозу мы обязаны обозначением и распознанием болезни нашей, и он же, он первый, дал и утешение: ибо он же дал и великую надежду, что болезнь эта не смертельна и что русское общество может быть излечено, может вновь обновиться и воскреснуть, если присоединится к правде народной, ибо 2) Он первый (именно первый, а до него никто) дал нам художественные типы красоты русской, вышедшей прямо из духа русского, обретавшейся в народной правде, в почве нашей, и им в ней отысканные.
Свидетельствуют о том типы Татьяны, женщины совершенно русской, уберегшей себя от наносной лжи, типы исторические, как, например, Инок и другие в "Борисе Годунове", типы бытовые, как в "Капитанской дочке" и во множестве других образов, мелькающих в его стихотворениях, в рассказах, в записках, даже в "Истории Пугачевского бунта".
Главное же, что надо особенно подчеркнуть, - это то, что все эти типы положительной красоты человека русского и души его взяты всецело из народного духа. Тут уже надобно говорить всю правду: не в нынешней нашей цивилизации, не в "европейском" так называемом образовании (которого у нас, к слову сказать, никогда и не было), не в уродливостях внешне усвоенных европейских идей и форм указал Пушкин эту красоту, а единственно в народном духе нашел ее, и {только в нем}.
Таким образом, повторяю, обозначив болезнь, дал и великую надежду: "Уверуйте в дух народный и от него единого ждите спасения и будете спасены". Вникнув в Пушкина, не сделать такого вывода невозможно"...
Как так получилось-то, елки-палки, что Пушкин был признан гением в родной стране, но при этом политическое содержание его наследия выхолощено и никак не повлияло на политическую культуру?