Плюсы и минуты выхода Российской Федерации из-под юрисдикции ЕСПЧ в 2022 году!
Краткое содержание :
Плюсы и минуты выхода Российской Федерации из-под юрисдикции ЕСПЧ в 2022 году!
Исходя из определения ЕСПЧ, а именно, ЕСПЧ является международным судебным органом, юрисдикция которого распространяется на все государства, вступившие в Совет Европы, которые ратифицировали Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, включающим все вопросы, относящиеся к толкованию и применению конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц, можно выделить её основные цели и задачи, после которых можно соотнести плюсы и минусы выхода РФ из под юрисдикции ЕСПЧ. К таким задачам относятся в основном защита основных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, установленных как Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свободах, так и принятых к ней Протоколов, которые дополняют и в некотором роде изменяют содержание принятых Конвенцией правовых норм.
В конце 20 века, а именно с 28.02.1996 года, РФ вошла в состав Совета Европы, ратифицировала действующие Конвенции, в том числе, Конвенцию о защите прав человека и основных свободах, и подпадала под юрисдикцию ЕСПЧ, в которой находилась на протяжении 26 лет. В настоящее время Российская Федерация была исключена из Совета Европы, и, начиная с 16.09.2022 года, не подпадает под юрисдикцию ЕСПЧ, в связи с чем, с указанной даты жалобы граждан Российской Федерации более не принимаются на рассмотрение ЕСПЧ. В связи с этим можно отметить как негативные так и положительные стороны данного выхода.
Негативные факторы:
1. Изоляцию страны в сфере международных отношений, связанных с законностью и обоснованностью судебных решений, которые в настоящее время, не могут быть, в случае несогласия с ними, обжалованы гражданами Российской Федерации за ее пределами.
2. Полная независимость судебной ветви власти в Российской Федерации в точки зрения толкования и применения правовых норм. Что в свою очередь способно привести к большому количеству судебных ошибок, которых и так в настоящее время имеется немалое количество, и нарушению еще большего количества прав, свобод и законных интересов лиц, проживающих на территории Российской Федерации (в том числе, и самих граждан Российской Федерации), по причине того, что какого-либо вышестоящего контроля в виде международных судов над судами Российской Федерации просто не будет.
3. Однообразие и действительную скудность судебной практики на территории Российской Федерации, превращение судебную власть в «конвейер» по выработке одних и тех же решений, по причине того, что международная практика, в частности, практика ЕСПЧ вносила значительные коррективы в судебную системы Российской Федерации в целом, признавая отдельные положения Российского Законодательства, в том числе, принятые на территории Российской Федерации судебные решения нарушающими основные права, свободы и законные интересны человека и гражданина, а также нарушающими положения Конвенции о защите прав человека и основных свободах.
4. Снижение темпов и перспектив развития международного права и международных отношений в целом в Российской Федерации, так как решения ЕСПЧ являются немаловажным аспектом международного права и выступают гарантом не только прав, свобод и законных интересов лиц, проживающих на территории Российской Федерации, в том числе, граждан Российской Федерации, но и лиц, имеющих российское гражданство, проживающих за пределами Российской Федерации (в том числе, граждан Российской Федерации).
Представленные негативные факторы выхода Российской Федерации из-под юрисдикции ЕСПЧ не являются исчерпывающими, однако хотелось бы уделить вниманию и положительные факторы выхода Российской Федерации из-под юрисдикции ЕСПЧ, которые также имеются.
Положительные факторы:
1. Получение некоторой автономии и единообразию российской судебной практики, так как более с указанного момента судебные решения, принятые на территории Российской Федерации, являются окончательными и не подлежат обжалованию за ее пределами.
2. Независимость судов Российской Федерации от вмешательства в их деятельность международной судебной практики, в частности, судебной практики ЕСПЧ.
3. Снятие с Российской Федерации обязанности ежегодно вносить определенные денежные взносы как члена и участника Совета Европы, что является, хоть и непрямым, но отнюдь немаловажным фактором, по причине того, что указанные взносы исчисляются в крупных суммах, которые, впоследствии, могут быть реализованы Российской Федерацией для ее нужд.
Представленные положительные факторы выхода Российской Федерации из-под юрисдикции ЕСПЧ также как и представленные негативные факторы не являются исчерпывающими.
Отдельным фактором, не включенным ни в положительные, ни в отрицательные факторы, по причине своей большой дискуссионности и проблематики, хотелось бы отметить, что на территории Российской Федерации после ее выхода из-под юрисдикции ЕСПЧ возможно введение такой высшей меры наказания за совершение особо тяжких преступлений, как смертная казнь, которая до настоящего времени запрещена и находится под мораторием.
На основании всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что выход Российской Федерации из-под юрисдикции ЕСПЧ имеет как положительные, так и негативные факторы, которые в теоретической мере освещены при написании данной работы и будут представлены в таблице ниже.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: