Поиск опоры голоса
На пятом курсе университета на одном из занятий по вокальным техникам 19-го века у прекрасного педагога кафедры пения и хорового дирижирования Георгия Ивановича Урбановича моя сокурсница, ранее обучавшаяся в красноярском музыкальном училище, рассказала интересный факт о преподавателе вокала, которая долгое время работала там. Чтобы помочь ученикам найти опору голоса, она разбрасывала ноты по классу и просила учеников петь, одновременно собирая их с пола, а сама сидела возле окна и курила сигарету. "Она такая же древняя, как я", - сказал тогда Георгий Иванович (ему было на тот момент 82 года).
Метод, должна сказать, действенный - но не для всех подходит, многие ученики быстро устают, работая в таком режиме.
Есть и другой способ найти опору:
При пении высокой ноты надо медленно поднять с пола что-тяжёлое - например, чемодан, весом 8-10 килограммов. Тогда активизируются мышцы живота и голос встаёт на опору. Можно поднять и 50 кг, как на кадре из концертного номера театра-студии "Фрегат" "The music of the night" делает "Призрак", поднимая "Кристину" по режиссёрской задумке.

Но, опять же, такой вариант подойдёт не всем. Можно представить, что поднимаешь что-то, но это может не сработать, если, например, человек никогда раньше не задумывался, какие мышцы при этом включаются в работу.
Третий вариант - самый оптимальный: надо сесть на стул, взяться на него руками снизу и, пытаться поднять себя вместе с ним, одновременно упираясь ногами в пол и активизируя пресс. Это упражнение помогает понять, какие мышцы живота и как именно должны работать во время пения.
Так же чувствовать опору хорошо помогает корсет.
Для свободного звучания голоса нельзя втягивать живот, а нужно дать ему возможность выдвинуться вперёд на вдохе. Корсет затягивать сильно не нужно, достаточно, чтобы он плотно облегал тело. Корсет должен быть из плотного материала. Делаем вдох - живот выдвигается вперёд, упирается в корсет. Если корсет стал резко великоват - значит, мышцы живота не достаточно активны.
Кстати говоря, известные российские певцы, такие как Шаляпин и Собинов, всегда во время выступлений надевали корсет под сценический костюм. Это был один из их маленьких секретов сильного объёмного голоса.