Алексей Васильевич
Алексей ВасильевичПодписчиков: 5928
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг5.7М

Гжель: все, что вам нужно знать о знаменитой российской сине-белой посуде

99 просмотров
26 дочитываний
3 комментария
Эта публикация уже заработала 1,30 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Гжель включает в себя изделия массового производства, которые продаются по цене от 3 долларов и выше и которые вы можете купить в любом российском сувенирном магазине. Это оригинальные произведения искусства, за которыми коллекционеры будут выстраиваться в очередь. Давайте разберемся с историей и категоризацией этого традиционного русского ремесла.

Мастеров-керамистов, работающих по старинной гжельской технологии майолики, не более пяти. Их работы имеют мало общего с тем, что обычно ассоциируется с Гжелью в сознании широкой публики: они пятицветные, с лубочным орнаментом.

“Вы не представляете, как мы устраиваем выставки с участием этих мастеров”, - смеется Валентин Розанов, один из ведущих художников гжельского ремесла. “Пожалуйста, дайте нам несколько ваших работ для выставки", - говорю я. И художник может ответить: ”Послушайте, у меня все это уже давно запланировано; некоторые из моих работ я еще даже не закончил, но они уже проданы ".

Гжельская майолика отличается сложной технологией производства. Есть и другие, а именно гжельские полуфабрикаты, фаянс и фарфор, которые методично разрабатывались на протяжении последних двух столетий. Ее производят фабрики и семейные мастерские. Есть также отдельные мастера, которые добились значительного признания в производстве сине-белого фарфора. Всего таких гжельских мастеров около 10. “У них есть своя секция в Государственном историческом музее. Это уже не ремесло, это форма искусства”, - говорит Розанов.

Такие мастера работают в одиночку над своими изделиями на протяжении всего цикла создания: от куска глины до росписи, глазирования и выпечки. “Мастер может два месяца корпеть над своим кувшином, а потом он треснет во время выпечки, и ему придется начинать все сначала… Процент брака в оригинальной керамике достигает 50%; технология сложная, в буквальном смысле зависящая от того, была ли глина не требуемого качества”, - говорит Розанов.

Итак, какой путь пришлось пройти этому ремеслу, чтобы пройти путь от простого гончарного дела до признания в качестве одного из самых аутентичных стилей русского народного творчества?

Музейный экспонат.

Валентин Розанов

Гжельский куст

Гжель - это название целого региона в 60 километрах от Москвы, в который входит около 30 деревень. Еще до революции 1917 года, когда к власти в России пришли советские революционеры, эта местность числилась как Гжельская волость Бронницкого уезда Московской губернии. Сегодня “Гжельский куст” - так сегодня называется регион – является частью Московской области. Правительства приходят и уходят, но последние 700 лет этот регион славится одним – своими глинами.

В Гжельской волости никогда не было помещичьей или крепостнической социальной системы, как это было распространено в других местах центральной России. Но там действительно были гончарные мастерские или, если быть более точным, сотни мастерских. Некоторые из них и по сей день остаются семейным бизнесом, а некоторые превратились в гигантские фабрики, пользующиеся значительными привилегиями от государства.

Гжельский куст был известен с начала 14 века, когда в документах появилось первое упоминание о Гжельской земле - в то время, когда она была покорена Великим княжеством Московским. Уже тогда местные жители активно занимались гончарным ремеслом. Однако их работа была довольно простой и традиционной - они изготавливали посуду, а также другие предметы повседневного обихода, такие как глиняные дренажные трубы, корчаги (гигантские глиняные сосуды) и игрушки.

Раскопки в Гжели, 2022 год.

Олег Тюленев/Гжельское Подробнее

Валентин Розанов говорит, что даже сегодня жители деревень Гжели, когда бы они ни копали огород, чтобы посадить картошку, часто находят 200-300-летние осколки игрушек или тарелок с самым простым декором. “Это простые однотипные игрушки, похожие на дымковские игрушки: лошадки, птички-свистульки, медведи – такие игрушки были широко распространены по всей Русской равнине и, возможно, имели ритуальные цели”. В садах находят только черепки, производственные дефекты, которые были выброшены. За исключением, возможно, 20-30 предметов посуды, ни один из найденных предметов не заслуживает места в музее.

Олег Тюленев/Гжельское Подробнее

В 17 веке жители Гжельской волости были переданы под контроль Московского фармацевтического приказа (управления): мастерские стали официальными государственными поставщиками сосудов для хранения лекарств. В те времена фармацевтические банки и склянки изготавливались исключительно из керамики.

В то же время, спасаясь от преследований и реформ Никона, старообрядцы бежали в густые леса и болота, которыми была хорошо известна эта местность. Старообрядцы, кстати, тоже бежали в леса Заволжья в 17 веке. Но туда они привезли ремесло росписи по золоту, известное сегодня как хохлома.

Стеклянные банки XVIII и XX веков.

Олег Тюленев/Гжельское Подробнее

“Люди делают все возможное, чтобы прокормить себя”, - говорит Розанов. “Сейчас половина деревьев вырублена, но тогда вокруг были только леса, хорошо подходящие для укрытия. А на поверхности можно найти десятки видов глины: от белой до коричневой. Нравится вам это или нет, глину нужно было использовать для технических целей. Старообрядцы жили общинами и строили церкви. Они всегда приносили с собой свои изделия ручной работы, им нравилось работать своими руками. Благодаря этому и глинам Гжельская земля превратилась в центр производства керамики”.

Пятицветный лубок на вес золота

Существует несколько теорий происхождения слова “гжель”. Распространенное, но ошибочное мнение состоит в том, что “гжель” происходит от "жечь" (обжигать что-либо), поскольку глиняная посуда закалялась в печи.

Наиболее вероятная версия заключается в том, что она происходит от реки Гжелка, протекающей по территории Бронницкого уезда и являющейся главной водной артерией в этой области.

На старославянском “гжель” означает гусли (музыкальный инструмент). Кстати, недалеко от Гжельского куста есть местечко под названием Гуслица.

Есть и другая славянская, а точнее польская версия: гжегжолка (гжегжелика) означает кукушка. В местных лесах много таких птиц.

Гжельские изделия, конечно, изначально не были ни голубыми, ни фарфоровыми. Сначала появилась простая терракота или “выжженная земля”. Детям по-прежнему нравится делать ее самостоятельно: в виде кирпичиков, которые запекают в русской печи или даже на костре, посуду или игрушки лепят вручную из красной глины.

Затвердевшая глина была очень пористой, и жидкость могла просачиваться сквозь стенки. Гончары придумали различные способы его закалки. “Вареную” керамику окунали в жидкий раствор, похожий на тесто для блинов, сразу после выпечки и пока она была еще горячей. Во время “доения” посуда буквально погружалась в молоко перед выпечкой.

В 17 веке Петр Великий, любивший Нидерланды и их голубую керамическую плитку, ввел моду на тарелки с голубой каймой. В 18 веке слава о цветной европейской майолике – пористой керамике, покрытой глазурью, – дошла до Гжели. Аристократические дворы охотно покупали его, но технология производства была дорогой и сложной. Гжельцы начали искать рецепты и способы упрощения и улучшения производства. В результате на свет появилась “Гжельская майолика”: пятицветная, с землистой текстурой и лубочными орнаментами.

Образцы майолики музейного качества сохранились до наших дней, в том числе квасники (сосуды для кваса) с фигурными ручками и отверстием посередине. “Есть предположение, что эти отверстия были сделаны для того, чтобы в них можно было положить кусочек льда, завернутый в ткань, и охладить квас”, - объясняет Розанов. “Некоторые считали, что отверстие нужно было для того, чтобы положить несколько квасников на руку, когда в то время обслуживали гостей. Для нас, художников, это отверстие - декоративный элемент”.

Квасники, XVIII век.

Олег Тюленев/Гжельское Подробнее

Розанов много лет изучал гжельское ремесло и пришел к выводу, что в те времена квасники никто не употреблял, это была исключительно коллекционная посуда. Вместе с другими исследователями Розанов пытался понять, изучая коллекции крупных музеев, для чего использовались квасники. “Мы заглянули внутрь с фонариком. Дно было неглазурованным: на нем были потеки глазури, глина, отпечатки пальцев и пыль, которые собирались там с 18 века - их никто не чистил. И глина была светлой: если в нее налить жидкости, глина потемнеет. Никто не сможет проникнуть внутрь и очистить сосуд. Эти вещи были чисто декоративными и стояли на полках. Они были доминирующим элементом интерьера. Романовы собирали такие вещи; мы видели квасники в Российском государственном музее. Их хранили и берегли, как драгоценности”.

Синий Феникс

Наряду с майоликой развивались и другие отрасли гжельского ремесла: полуфабрикаты, фаянс и фарфор. Гжельцы искали рецепты иностранной керамики, которая высоко ценилась в России и продавалась за большие деньги. Так родился полуфабрикат: исключительно гжельская керамика. Она была более грубой, чем европейский фаянс, но более тонкой и менее пористой. Мастера настолько хорошо научились украшать поверхность, что гжельская поделка заняла особое место в ремесле. Затем появился тонкий фаянс. Что касается фарфора, то китайский, а затем и европейский фарфор в России был на вес золота.

Крестьянская посуда, с фабрик Кузнецовых и Фартального, фаянс, конец 19 века.

Олег Тюленев/Гжельское Подробнее

“Китайцы держали свое фарфоровое искусство в секрете, и Германия в конце концов открыла свое собственное секретное производство, чтобы попытаться воспроизвести его”, - объясняет Розанов. “Китай использует чистые компоненты, прямо с земли. Они взяли каолин и камень, разбили и смешали – и вы получили фарфор. Европейцы также начали отбирать материалы из доступных ресурсов. Когда фарфор попал в Россию, местные жители также начали изобретать свои собственные вариации рецепта. Вот почему в разных странах фарфор разный. В Гжели были сотни фабрик и мастерских. Некоторые остались на уровне гончарного дела, делая простую посуду. Те, кто был поумнее, открыли производство фарфора с дорогостоящим оборудованием”.

Частично из-за фарфора Гжель осталась голубой. Мода на бело-голубую роспись вернулась в 19 веке. Дело в том, что фарфор обжигается при очень высокой температуре, и большинство обычных для майолики пигментов – коричневый, зеленый, оранжевый – со временем выцветают. Кобальт, из которого получается синий пигмент, не выцветает. Качественная глина придает белизну фону после выпечки.

Розы - один из самых популярных и известных мотивов в прикладном искусстве не только для Гжели, но и для всей мировой культуры. Розанов отметил, что “Розы в Гжели закрыты, написаны тремя-четырьмя мазками, у каждого художника свой стиль; мы можем узнать автора с первого взгляда, но все равно никогда не сможем воспроизвести его розу. Это не простая маргаритка; это благородный, драгоценный и редкий цветок, люди всегда стремились ко всему роскошному. Художники наносят разное количество краски на две стороны кисти: всего одним мазком они придают ей оттенок и глубину - так распределяется краска круговым мазком – всего одним”.

Посуда от Валентина Розанова.

Валентин Розанов

К сожалению, в начале 20-го века из-за промышленной революции и подъема массового производства национальные ремесла начали отмирать. Фабрики были национализированы, а средства производства остались без владельцев. Мужчин отправляли на войну, что было огромной проблемой, потому что в Гжели керамику делали исключительно мужчины. “Люди говорят, что до начала 20-го века мужчины делали все, а женщины занимались всем домашним хозяйством”, - добавляет Розанов. “Мужчины в наших деревнях работали по 14 часов в день, поэтому они ходили на свои рабочие места и жили как сообщество, возвращаясь домой на выходные или во время праздников”.

В 1940-х годах искусствоведа Александра Салтыкова отправили на работу в Гжель после того, как он провел время в советском лагере для военнопленных, и он начал возрождать ремесло. Он собрал несколько старых работников, восстановил технологию, методологию и процесс. Позже в Москве он добавил гжельскую керамику в музейные коллекции и организовал археологические раскопки. Самая известная художница, Наталья Бессарабова, работала под его руководством, и вместе они создали гжельскую “азбуку штрихов”. Параллельно с этим в колледжах начали преподавать гончарное дело. Кроме того, фарфор стал исключительно женским ремеслом. Когда Розанов пришел на гжельскую фабрику работать в 1974 году, он был единственным мужчиной среди работниц.

Сегодня в Гжели действует государственный университет с кафедрой изобразительного искусства и народной художественной культуры. Компании, которые сертифицированы и поддерживают народное творчество, пользуются статусом, освобожденным от уплаты налогов. Правительство также помогает финансировать крупные выставки. Профессиональные гжельские художники до сих пор борются за чистоту своего ремесла. “Кто все это создает? Есть много семинаров. Мы также видим, что есть хорошие работы и грубые. Мы боремся с недобросовестными производителями. Они дискредитируют Гжель, выбрасывая на рынок некачественные изделия”, - говорит Розанов, который убежден, что ремесло не умрет.

3 комментария
Понравилась публикация?
25 / 0
нет
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 3
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Наталья Александровна
Подписчиков 5111
вчера, 19:01
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг4.4М
Дачникам не избежать уголовной ответственности, если они будут выращивать растения, в состав ...
Подробнее
Неинтересно
0
31
Валерий Ш
Подписчиков 26875
вчера, 14:21
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг45.2М
Сегодня вопрос о мигрантах, нагло заполонивших Россию, стоит как нельзя остро ...
Подробнее
Неинтересно
01:37
Поделитесь этим видео
-2
62
Дедушка Геннадий
Подписчиков 5276
вчера, 13:00
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг13.8М
Подробнее
Неинтересно
00:29
Поделитесь этим видео
0
34
Дедушка Геннадий
Подписчиков 5276
вчера, 12:57
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг13.8М
Подробнее
Неинтересно
00:58
Поделитесь этим видео
0
27
Да? Нет? Наверное!
Подписчиков 3334915
вчера, 09:34
Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев сообщил, что 27 мая ВСУ пытались ...
Подробнее
Неинтересно
0
54
Корнилова Ирина Владимировна
Подписчиков 1392
вчера, 13:00
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг4.6М
Доброго время суток, уважаемые читатели юридического сайта 9111.ru!
Подробнее
Неинтересно
0
53
ЗоЯ Ивановна
Подписчиков 761
вчера, 14:06
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг3.5М
Подробнее
Неинтересно
00:11
Поделитесь этим видео
0
24
Русский Бомж☆∘☆∘☆
Подписчиков 2436
вчера, 13:05
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг
фото из Яндекс картинкиИ снова одна из стран бывшего СССР выдаёт что-то непонятное в то момент,...
Подробнее
Неинтересно
0
39
Аверкова Татьяна Николаевна
Подписчиков 32771
вчера, 16:49
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг8.5М
Кроме этого, сурепка прекрасный медонос. Только мёд из нее пчёлки не запасают на зиму, т.к.
Подробнее
Неинтересно
0
33