О заказчиках и клиентах... Всегда ли прав клиент? А если он неадекват?

Предваряя безапелляционное утверждение, что клиент прав всегда, скажу, что это не так. Клиент, к сожалению, зачастую бывает обыкновенным хамом. Прямо с порога, прямо с первых мгновений такие начинают вести себя будто бы они – центр Вселенной, а тот, кто думает иначе – крайне недостойный тип. Ха-ха. Забывая при этом, что и продавец тоже имеет мнение по поводу клиента.
Эта история произошла, когда Крым еще не стал нашим, году в 13–14-м примерно. Мы с напарницей работали в салоне "Кухни. Шкафы-купе" посменно три через три. Очень удобный график – наличие свободного времени оставляло возможность заниматься чем-то еще. И однажды в мою смену в салон зашел такой клиент.
Сам салон площадью не более 60 квадратных метров, образцы мебели выставлены по периметру вдоль стен и в середине – кухонный "остров". Выждав паузу, я все же обратился к вошедшему с вопросом: "Чем я могу помочь?"
Его неразборчивое бурканье в ответ должно было быть ярким сигналом того, что перед тобой – Твоя Напрасная Трата Времени. Собственно, так оно и произошло. Клиент стоял в основательной и устойчивой позе – широко расставив ноги.
– А вот какую сушку мне выбрать? Эту или эту? – Перед ним были распахнуты два шкафчика от разных кухонных гарнитуров. В одном – сушка, предполагающая использование в шкафчике дна из ЛДСП, а в другом – такого дна не предполагалось. Сам механизм сушки во втором шкафчике был несколько сложнее – он крепится вместо дна. Кухонщики меня поймут, точно. Да и обыкновенные пользователи, наверняка, представляют, о какой разнице идет речь.
Я не сторонник того, чтобы навешивать клиенту "лапшу на уши" о "дополнительном проветривании". Я уверен, что, приводя аргументы в пользу той или иной конструкции или механизма, нужно руководствоваться принципом "Нравится ли тебе оно самому?". Гораздо проще объяснить принципиальную разницу между ними и довериться выбору самого клиента, чем сочинять всякие небылицы. Но тут попался иной случай. Иной клиент. Неадекват.
– И то, и другое – полный отстой!
На самом деле клиент выразился нецензурно, чем и поставил в моем мнении о нем главную "галочку". Общаться так с незнакомыми людьми... Совершенно не зная человека, ставить себя сразу на двадцать пять ступенек выше... И так явно афишировать свое к нему отношение?.. Панибратство? Нет! Это хамство... Беспричинное...
В это время боковым зрение я заметил еще одну фигуру у входа в салон – это была женщина, с которой мы в одну из прошлых смен очень долго обсуждали ее проект. Каким-то образом я понял, что она уже продолжительное время стоит при входе и не решается перебивать наше "общение с клиентом". К заключению договора у меня все было готово, и я, кивнув и поздоровавшись с ней, предложил ей подождать несколько минут, предложив присесть. Она согласно и понимающе кивнула в ответ.
В это же время клиент не унимался:
– У меня уже была такая сушка! И каждый раз в течение нескольких лет, когда я ставил туда мокрую тарелку... с нее капало точно в одно и то же место... и ДСП разбухло! – Клиент продолжал распространяться, развивая эту тему еще несколько минут и по виду не собирался останавливаться. А я не мог найти способ его остановить...
На помощь пришла моя настоящая клиентка:
– Так вам в "Кащенко" нужно, а не в мебельный салон! Несколько лет смотреть, как вода капает на мебель, и не протереть!.. Это диагноз, а не претензия!
Неадекват ушел через мгновение...
... Я был так благодарен этой женщине! Немного утрированно, конечно, но скажу – моя благодарность напоминала благодарность негра с плантации, освобожденного от рабства...
Продолжение еще не написано. Следите за публикациями на моем дзен-канале. А чтобы не пропустить, рекомендую ПОДПИСАТЬСЯ ТУТ.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Какой злой, неадекватный клиент!
Какая добрая и разбирающаяся в психологии "настоящая клиентка"!
И герой продавец!
Отличная история!
Только почему-то после прочтения не захотелось в этот магазин вообще идти...
У многих происходит нарушение на взаимоотношение, поводы конечно разные, а психически бывают очень не согласными.
Неадекватных клиентов надо уметь ставить на место, или отказываться от них.
Иначе - выйдет себе дороже.