Что произойдет с продажами автомобилей в России в 2023 году?

По итогам 2022 года продажи новых автомобилей в России упали на 58,8%, за 12-месячный период было продано 687 370 автомобилей, по сравнению с прогнозом в 1,3 млн в январе 2022 года. Такие данные назвал Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ): автомобильный рынок резко сократился в 2022 году и находится в "застоявшемся состоянии", но АЕБ считает, что в 2023 году ситуация улучшится. Давайте рассмотрим, какие тенденции определяли автомобильный рынок в прошлом году и чего стоит ожидать в этом.
Китай догоняет ведущих автовладельцев
В начале 2023 года российские водители лишатся многих популярных брендов. Например, Renault, Nissan, Infiniti и Ford прекратили свою деятельность в России. Mazda, Mercedes-Benz и BMW прекратили производство. Все бренды ведущей Volkswagen Group, а также Kia, Hyundai, Stilentis и Mitsubishi заморозили свое присутствие и заводы. С другой стороны, все эти бренды смогли обеспечить определенное количество продаж, хотя у некоторых из них продажи упали на 80-100%. Однако новые игроки, такие как российский бренд электромобилей Evolute и премиальное подразделение Omoda компании Chery, обновили статистику AEB. Москвич не включен в статистику 2022 года, но это, вероятно, потому, что дилеры начали принимать заказы только в прошлом году. Также в 2022 году начались продажи нового китайского бренда Voyah, вероятно, потому что он еще не стал членом АЕБ и не успел предоставить необходимую статистику.
Из 687 370 автомобилей, проданных в России, 11,8% или 81 060 - легкие коммерческие автомобили и 48,7% или 334 933 внедорожника, и эта цифра включает 840 электромобилей. Таким образом, эти цифры учитывают только официальные каналы продаж. В этом случае естественно предположить, что большинство электромобилей было продано новым российским брендом Evolute.
Стоит также вспомнить, что многие дилеры сообщили о поставках 4-5 000 автомобилей "параллельного импорта" в течение 2022 года, и частные перевозчики также были на борту. Другими словами, конечное число проданных новых автомобилей необычайно велико. Однако АЕБ планирует оценить влияние и количество автомобилей, ввезенных через параллельный импорт дилерами и частными перевозчиками, только в 2023 году, и для этого в своих расчетах будет использовать данные о регистрации транспортных средств и поступлениях ЭПТС от организаций "электронного паспорта".
По итогам 2022 года "АвтоВАЗ" сохранил позицию самой популярной автомобильной марки в России. Продажи марки Lada упали на 46% (-350 714 автомобилей), однако было продано 188 645 автомобилей. Производство автомобилей Granta, Niwa Legend и Niwa Travel было временно приостановлено весной, но затем возобновилось. Пока, однако, они просты и не содержат ABS.
Эксперты оценивают последние данные по продажам и отмечают, что Lada может потерять свои лидирующие позиции из-за выхода на рынок южнокорейских автомобилей Kia и Hyundai, и результаты за 2022 год показывают, что такие предположения были верны. Даже после полной остановки производства в первой половине года, Kia и Hyundai по-прежнему занимают второе и третье места по продажам с 66 095 (-68%) и 54 811 (-67%) единицами соответственно. Интересно, насколько больше произвели бы корейцы, если бы эти заводы работали. Однако конкуренции со стороны этих брендов в новом году пока не ожидается - производственная база пока сохраняется.
На четвертом месте с 42 110 единицами (снижение на 25%) оказался ГАЗ, продающий коммерческие автомобили; с пятого места в пятерку лидеров интересно вошел Chery с 38 497 проданными единицами, рост на 4%; на шестом месте оказался Renault, который ушел из России, продав 39 578 единиц (снижение на 70%), но оставшиеся модели - это все еще доступны у дилеров. В смешанном списке также есть ряд "замороженных" брендов, от которых нет смысла ожидать хороших результатов в 2023 году: Haval (33 642 ед.,-14%), Geely (24 419 ед.,-1%), Exceed (13 686 ед., +264%) и Changan (5 627 ед.,-1%) хорошо справляются с падающим рынком. Следующие показывают хорошие результаты на падающем рынке.