Является ли крошечный район городом будущего?
На первый взгляд, О'Фаллон, штат Иллинойс, имеет мало общего с Парижем, Франция. В Париже есть музеи мирового класса и многоквартирные дома кремового цвета в стиле Хаусманн. О'Фаллон, пригород Сент-Луиса с населением 32 000 человек, представляет собой коллекцию приземистых кирпичных зданий, расположенных вокруг малоиспользуемой грузовой железнодорожной ветки в центре города, и множество домов в стиле ранчо середины прошлого века в других кварталах.
С другой стороны, в органической пекарне-кафе Sweet Katie Bee в О'Фаллоне продаются пирожные macarons. А в прошлом году, когда О'Фаллон принял 180-страничный генеральный план развития города на ближайшие два десятилетия, он выбрал ту же "концепцию организации", которую мэр Парижа Анн Идальго сделала основой своей перевыборной кампании 2020 года: город за 15 минут.
Идея относительно проста. Жители должны иметь все необходимое в 15 минутах ходьбы или езды на велосипеде от дома. "Превращение О'Фэллона в город 15 минут поможет сделать нашу жизнь более удобной, менее стрессовой и более устойчивой", - говорится в плане. Достаточно легко представить себе Париж, где свежий хлеб продается на каждом углу. Но в разросшемся районе американского Среднего Запада?
Приверженность О'Фэллона идее самодостаточных районов показывает, какой сенсацией стал 15-минутный город с тех пор, как три года назад Париж впервые принял эту идею. В сентябре C40 Cities, сеть лидеров крупнейших городов мира, заключила партнерство с ООН-Хабитат для подтверждения концепции с помощью пяти пилотных проектов. Журналист Фарид Закария одобрил эту идею как принцип для мира после пандемии. Компания Deloitte определила ее как ключевую тенденцию в своем исследовании будущего городов в 2021 году.
Некоторые мечтают избежать тупиков и пробок с помощью туннелей или летающих автомобилей. Градостроитель, планирующий 15 минут, возражает: почему бы не приблизить необходимые вещи? Поскольку во время пандемии белые воротнички были заперты дома, а с тех пор многие освободились от необходимости ездить на работу, хорошо обустроенный и обеспеченный всем необходимым район стал широко распространенной целью.
Сам термин был придуман Карлосом Морено, ученым из Сорбонны, который в 2016 году впервые прорекламировал la ville du quart d'heure. Он мечтал о городе, где "менее чем за 15 минут житель может получить доступ к своим основным жизненным потребностям". ("Хроноурбанизм" появился десять лет назад и вызвал эксперименты в таких мегаполисах, как Портленд, штат Орегон, и Мельбурн, Австралия, которые перевели часы на 20 минут). По существу, условия Морено не сильно отличаются от существующих постулатов прогрессивного городского планирования, таких как пешеходная доступность, разумный рост, многофункциональное зонирование, жилье "недостающей середины" и ликвидация продовольственных пустынь. Но 15-минутный город казался не столько обязанностью, сколько возможностью.
Фраза Морено получила распространение, когда Идальго сделала ее частью своей предвыборной кампании в мэрию в первой половине 2020 года. Школа, по ее мнению, должна стать "столицей района", открытой для взрослых для занятий спортом и культурных мероприятий по вечерам и выходным. Улицы стали бы более зелеными, чистыми и спокойными. Более ста кварталов по всему Парижу были бы закрыты для движения транспорта и превращены в площади де-факто. Культурные объекты, медицинские услуги и правительственные функции будут перераспределены на уровне района. Забудьте о мегапроектах. Новым приоритетом стало сохранение локальности.
Сначала эта удобно очерченная версия городской жизни была видением. Затем она стала слишком реальной: когда Франция закрылась во время пандемии Ковид-19 в марте, спустя всего несколько месяцев после того, как Идальго впервые выдвинул идею о Париже, состоящем из крошечных городков, жителям было запрещено удаляться от дома более чем на километр, если это не касалось "необходимых поездок" - 15-минутный город по указу. Во всем мире, когда офисы и школы были закрыты, многие жители мегаполисов стали по-новому относиться к своим районам и вкладывать в них деньги. В Нью-Йорке в нескольких местных торговых центрах было зафиксировано больше пешеходного движения и расходов на розничную торговлю, чем до пандемии.
Хотя идея маленького города, существующего в пределах города, не нова - американский урбанист Кларенс Перри выдвинул концепцию "соседской единицы" в 1920-х годах; Джейн Джейкобс написала оду маленькому обществу своего манхэттенского квартала - на протяжении большей части 20-го века модели развития США резко отклонялись от идеализации местного населения. Политики запрещали плотность застройки, необходимую для поддержания местных удобств, на том основании, что она является причиной убожества и преступности. Жилые кварталы строились вдали от коммерческих центров, и во многих из них были запрещены даже мелкие торговые предприятия, такие как кофейни или круглосуточные магазины. В 2017 году средняя поездка за покупками в США составляла более 7 миль.
Другими словами, 15-минутный город - это радикальный отказ практически от всего, что было построено в США за всю нашу жизнь. Тимур Аббиасов, исследователь из лаборатории Senseable City Lab Массачусетского технологического института, изучил взаимосвязь между местными поручениями и географией удобств. Используя данные с мобильных телефонов, его команда сравнила 15-минутные поездки с наличием поблизости достопримечательностей. Согласно полученным результатам, чем больше торговли, парков и услуг в районе, тем больше людей совершали местные поездки, как в наиболее приспособленных для прогулок городах страны, так и в наименее приспособленных. "В контексте США 15-минутный город, на мой взгляд, по-прежнему связан с отсутствием достаточной плотности и доступа к магазинам и услугам, - сказал он. Чтобы обеспечить людям доступ к местным услугам, нам нужно больше домов вблизи школ, парков и магазинов - и больше коммерции в жилых кварталах".
Для большинства американцев дом выглядит примерно так же, как О'Фаллон, штат Иллинойс. Там есть парки и супермаркеты, больницы и пиццерии - в общем, всего понемногу, но в основном это большие участки земли, отведенные исключительно под односемейные дома. Однако когда планировщики О'Фаллона начали опрашивать жителей для разработки нового генерального плана, они услышали следующее: мы хотим иметь возможность ходить пешком и ездить на велосипеде, а также иметь лучший доступ к магазинам, ресторанам и культурным достопримечательностям.
"Было много дискуссий о том, уместно ли теперь традиционное зонирование пригородов", - сказал Уолтер Дентон, главный администратор О'Фаллона. "Что людям нравится в
Генеральный план, разработанный им и его командой, содержит несколько идей, которые помогут удовлетворить пожелания жителей, включая увеличение плотности застройки, новые типы жилья для пожилых людей и молодежи, многофункциональные здания для интеграции коммерческих предприятий в жилые кварталы, а также бесшовную сеть для велосипедов, пешеходов и других неавтомобилей.
Смогут ли эти изменения произойти в О'Фаллоне до того, как раздастся звон колокола NIMBY (не на моем заднем дворе!). Многим людям нравится многофункциональное жилье и велосипедные дорожки в абстрактном смысле, но не тогда, когда они появляются у них на заднем дворе. Консервативный канадский писатель Джордан Петерсон недавно скептически отозвался о предложении по созданию 15-минутного плана города в Оксфорде, Англия, написав в Твиттере: "Идея о том, что районы должны быть удобными для прогулок, прекрасна. Идея о том, что идиотские тиранические бюрократы могут по своему усмотрению решать, где вам "разрешено" ездить, является, пожалуй, худшим из всех мыслимых извращений этой идеи - и, не заблуждайтесь, это часть хорошо задокументированного плана".
Многие наблюдатели слева тоже считают эту концепцию недостаточной. В конце концов, не все провели пандемию, работая на ноутбуке из своей гостевой комнаты в пригороде, и менее 4% американцев ходят на работу пешком или на велосипеде. 15-минутный город одного человека может быть возможен только потому, что другой человек преодолевает многие мили, чтобы поработать в местном гастрономе или доставить посылки Amazon к своему крыльцу. Это проблема, на которую даже у Морено нет простого ответа. "Конечно, я не могу гарантировать мэру, что жители найдут работу на небольшом расстоянии", - сказал он.
15-минутный город может также укрепить городскую сегрегацию, поскольку жители уходят из общего пространства городской жизни. В работе Массачусетского технологического института показано, что в то время как жители богатых районов испытывают большее разнообразие во взаимодействии, когда они делают покупки на месте, для жителей бедных районов все наоборот. Бедные люди делают покупки в богатых районах, а богатые люди не делают покупок в бедных районах.
"Трудно говорить о 15-минутном городе и о наличии магазинов, продуктов, здравоохранения, потому что многие черные и коричневые районы в этой стране не имеют таких удобств", - говорит Андре Брумфилд, руководитель практики городов и городского дизайна в глобальном архитектурном бюро Gensler. Для Брумфилда, который живет в Чикаго, создание 15-минутного доступа в районах с высоким уровнем бедности является важной задачей - но это не столько реформа зонирования, сколько привлечение общественных удобств и частных предпринимателей в густонаселенные районы, где не хватает услуг.
Наконец, возникает вопрос о том, не противоречит ли 15-минутный город городским интересам. Если жители процветающих анклавов останутся на месте, их деньги тоже останутся в пригородах, опустошая муниципальную казну и угрожая спиралью сокращения общественных услуг и уменьшения численности населения. Но, опять же, это не вина 15-минутного города. Поскольку пригородные пассажиры уже более или менее ушли из даунтаунов, эти некогда процветающие центры, возможно, больше всего нуждаются в диверсификации. 15-минутный город может удовлетворить желание жителей пригородов быть удобными. Но для каждого полупустого офисного района это спасательный круг.