FTX и Alameda Research сворачивают печальное событие, но «видят хорошее в долгосрочной перспективе», говорит управляющий партнер DWF Labs

Хотя считается, что крах криптобиржи FTX и ее дочерней компании Alameda Research поставил многих криптоигроков, в том числе маркет-мейкеров, в наихудшее положение, по словам Андрея Грачева, управляющего партнера DWF Labs, этот инцидент, возможно, помог « вымывать компании, которые не были достаточно устойчивыми, чтобы работать во время шторма». В результате «рынок будет более здоровым» в будущем.
Искусство создания рынка
Помимо отсеивания слабых игроков, Андрей Грачев в письменном ответе на вопросы Bitcoin.com News предположил, что крах ключевых игроков криптоиндустрии, таких как FTX и Terra, подчеркнул важность принятия мер для защиты пользователей. Одной из таких мер, которую могут использовать глобальные производители цифровых активов, такие как DWF Labs , является так называемая схема защиты от накачки и сброса. Схема, по сути, представляет собой метод управления ликвидностью на биржах.
Между тем, Грачев также поделился своими взглядами на темы, которые варьируются от неправильного представления о маркет-мейкерах до того, как маркет-мейкеры различаются между централизованными биржами (CEX) и децентрализованными биржами. Ниже приведены ответы управляющего партнера на остальные вопросы от Bitcoin.com News.
Новости Bitcoin.com (BCN): Можете ли вы кратко определить создание рынка, а также то, что происходит, когда пользователь покупает криптоактив на централизованной бирже или продает его на децентрализованной бирже?
Андрей Грачев (АГ): Маркет-мейкер создает ликвидные рынки, котирует стаканы (выставляет лимитные ордера на покупку и продажу в стаканах) и поддерживает спред. Проще говоря – маркет-мейкеры создают торгуемые рынки. [Децентрализованные биржи] DEX (особенно основанные на автоматизированных маркет-мейкерах) немного более ограничены с точки зрения инструментов маркет-мейкинга, но даже здесь маркет-мейкер поддерживает достаточный уровень ликвидности в пулах AMM [автоматизированных маркет-мейкеров] и делает некоторые дополнительная работа, чтобы поддерживать одинаковый уровень цен на централизованных и децентрализованных биржах.
Поскольку маркет-мейкеры зарабатывают деньги, распределяя между ценами покупки и продажи на основе заданного предложения, маркет-мейкер [например] продает токен на Coinbase на несколько [базисных] пунктов (бит/с) выше, чем на DEX, и продает токен на DEX на несколько битов дешевле, чем на Coinbase.
BCN: Что бы вы назвали распространенным заблуждением о создании рынка?
ЭГ: Это очень близко к теории заговора: пока токен дорожает, маркет-мейкер качает; пока токен падает, маркет-мейкер сбрасывает. Знакома ли вам ситуация, когда вы что-то купили, а оно моментально развалилось? Одинаковый. Маркет-мейкер просмотрел вашу позицию и торговал против вас.
Реальность совершенно иная – маркет-мейкер поддерживает ликвидность с обеих сторон (покупка и продажа) и держит узкий спред. Более продвинутые также могут принимать лимитные ордера из книги ордеров, чтобы улучшить рынок и увеличить органические объемы.
BCN: Отличается ли создание рынка между децентрализованными биржами и централизованными биржами?
ЭГ: Я бы разделил немного по-другому — на основе стакана (это могут быть CEX и DEX) и другие (только DEX. Сюда входят AMM на DEX и концентрированная ликвидность на Uniswap V3).
Биржи на основе книг ордеров позволяют маркет-мейкерам использовать различные типы ордеров (лимитные, с немедленной отменой, рыночные и т. д.) для создания рынка и предоставления или получения ликвидности из книг.
AMM гораздо менее гибкие, потому что сделки происходят в пулах ликвидности. Самая большая проблема для AMM — поддерживать ту же цену на DEX, что и их централизованные аналоги, добавляя или удаляя ликвидность по мере необходимости. Они также постоянно отслеживают крупные и грабительские сделки, чтобы смягчить их воздействие.
Концентрированная ликвидность аналогична AMM, но позволяет трейдерам и маркет-мейкерам определять ценовой диапазон для предоставления ликвидности. Это дает гораздо большую гибкость по сравнению с AMM, но все же менее гибкая, чем платформы на основе книги заказов.
Учитывая, что продвинутые маркет-мейкеры используют свои проприетарные системы для операций, большинство из них, в том числе DWF Labs, взаимодействуют с DEX через виртуальную книгу ордеров, которая эмулируется на основе транзакций в блокчейне, состояния AMM и пулов концентрированной ликвидности.
BCN: Как крах FTX и Alameda Research повлиял на маркет-мейкеров и как рынок справляется с кризисом криптовалютной ликвидности? Кроме того, теперь киты опасаются торговать большими объемами?
ЭГ: Во-первых, у всех настоящих маркетмейкеров были средства на FTX, потому что избежать торговли на второй по величине бирже в криптомире было невозможно. Некоторые из них сильно пострадали и рухнули. Многие другие сейчас переживают тяжелое финансовое положение.
В общем, это очень печальное событие, но в долгосрочной перспективе это хорошо. Рынок вытесняет компании, которые оказались недостаточно устойчивыми, чтобы работать во время шторма. В результате рынок будет здоровее.
Что касается китов и объемов торгов, мы наблюдаем большую активность на внебиржевом (OTC) рынке, поскольку ликвидность биржи резко снизилась после краха. Например, те же токены, которые раньше видели падение цены только на 10-12% после ордера на продажу на 500 000 долларов, теперь не смогут даже поглотить ордер на продажу на 100 000 долларов без падения цен на 60-70%.
К счастью, рынок восстанавливается. Мы начали видеть эту положительную динамику с начала января 2023 года.
BCN: Среди основателей некоторых проектов существует мнение, что ликвидность является функцией не рынка, а маркетинга. На самом деле, некоторые основатели считают, что достаточно убедиться, что у продавцов их токенов достаточно покупателей, чтобы решить их проблемы с ликвидностью. Насколько верны эти утверждения?
АГ: Это и правда, и неправда одновременно. Без маркетинга ликвидность неактивна и искусственна. Если никто не торгует или торгует редко, это побудит маркет-мейкера правильно прогнозировать отклонения цены, и ему потребуется увеличить спред, чтобы поддерживать приемлемый уровень риска. Это может привести к смертельной спирали — спред становится хуже, а объем торгов падает еще больше, что приводит к еще большему спреду.
В другом сценарии, скажем, проект полностью зависит от органических трейдеров. Это возможно — Биткойн стартовал без каких-либо маркет-мейкеров, и все было в порядке. Но повторить этот успех может быть сложно.
Трейдеры выходят на рынок и имеют широкий выбор токенов, доступных для торговли. Если мы говорим о развивающемся токене — у него наверняка будет слабая структура рынка даже при хорошем маркетинге. Почему? Потому что, по сравнению с маркет-мейкерами, органические трейдеры торгуют, руководствуясь собственным видением, а не количественными моделями. Это делает спреды шире, а скорость исполнения медленнее, потому что розничные ордера должны сопоставляться друг с другом, а не покупаться и продаваться маркет-мейкером мгновенно. Например, DWF Labs имеет рыночную долю в 40-70% объемов торгов для многих токенов, и в случае, если мы удалим наши конфиги с этих рынков, объемы рухнут.
BCN: Некоторые игроки рынка внедрили так называемую защиту Pump and Dump. Можете ли вы вкратце объяснить, что это такое и как маркет-мейкеры используют это, чтобы гарантировать безопасность участников в случае экстремальной волатильности цен?
ЭГ: Если мы исключим действительно драматические события, такие как обвалы рынка FTX или Terra LUNA, когда давление продавцов было безумным и никто не мог помочь, мы увидели бы, что маркет-мейкеры смягчают ценовые действия, управляя ликвидностью на биржах. В 99% случаев памп или дамп выполняется на конкретной бирже, а затем распространяется на другие площадки как чума. Если это не так драматично, чуму можно предотвратить, зафиксировав цену на конкретной бирже. Если это не сработает, маркет-мейкеры позволяют органическому открытию цены и поддерживают соответствующую глубину рынка вокруг спреда.
BCN: На первый взгляд создание рынка похоже на индустрию смартфонов, где предлагаемые продукты кажутся неразличимыми. Как же тогда маркет-мейкеры отличаются от конкурентов?
ЭГ: Времена, когда маркет-мейкеры могли предложить всего лишь простого бота для создания книги ордеров, прошли. Маркет-мейкеры играют важную роль на рынках. Нас не видно, но без нас рынок был бы намного менее эффективным и спреды были бы гораздо шире.
Я также считаю, что настоящий маркет-мейкер также является надлежащим партнером, консультантом, а иногда даже инвестором, который может использовать свои знания и отношения с биржами, фондами и портфельными компаниями, чтобы продвигать проект и позволять ему расти. Только так DWF Labs выстраивает отношения с проектами, выступая не только как маркетмейкер, но и как партнер. Как вы сказали, это похоже на индустрию смартфонов, но даже в индустрии смартфонов есть только одна Apple.
BCN: Часто говорят, что многие проекты опасаются запуска своих токенов на медвежьем рынке. Так ли это (и если да, то имеет ли это смысл)?
ЭГ: У каждой медали есть две стороны. Во время бычьего рынка проект может получить огромную оценку, попасть в листинг на биржах с большой рыночной капитализацией и получить дальнейшее развитие на рынке. Большинство таких проектов рушатся, как только рынок становится медвежьим. Трудно выжить и оправдать ожидания инвесторов, особенно когда наземная реальность сильно отстает.
По сравнению с бычьими рынками медвежьи рынки имеют некоторую красоту. Да, это правда, что собрать средства сложнее, и оценка обычно меньше. Но когда проект выходит на биржу с небольшой капитализацией, высока вероятность того, что рынок его подтолкнет, а затем стабилизирует. Затем, учитывая тот факт, что проект вышел на рынок, когда все продавалось по заниженным оценкам, рынок может развернуться только в бычий режим, что подтолкнет проект вверх и даст ему дополнительные шансы на успех.