Нарколептический сон — это творческое сладкое пятно
Недавно выявленная стадия сна, характерная для нарколептиков, является благодатным источником творчества.

Джордж Черч выглядит так, будто ему нужно вздремнуть. Я разговариваю с ним по Зуму, и его веки отяжелели, склоняясь к дремоте. Или, может быть, мой разум играет со мной злые шутки. Он уверяет меня, что бодрствует. Но сон и бодрствование часто для Черча размыты. Черч, один из самых изобретательных ученых в мире, страдает нарколепсией.
Редкое заболевание, нарколепсия, вызывает внезапные приступы сна, и Черч заснул при некоторых неудачных обстоятельствах — например, на Всемирном экономическом форуме, всего в нескольких футах от основателя Microsoft Билла Гейтса. Ему также пришлось отказаться от вождения из-за риска того, что за рулем наступит приступ сонливости. Но Черч, генетик из Гарварда, известный своим новаторским вкладом во многие области — от генетики до астробиологии и биомедицины — говорит, что преимущества его состояния перевешивают неудобства. Многие из его самых смелых и дальновидных идей исходят от его нарколептического сна.
«Дело в том, что я засыпаю несколько раз в день, и поэтому почти все исходит оттуда», — говорит Черч. Его идея быстрого и простого способа «прочитать» ДНК, результатом которой стала первая коммерческая последовательность генома человеческого патогена H. pylori , возникла во время нарколептического сна. Он также задумал редактировать геномы с помощью метода, аналогичного CRISPR , и создавать новые геномы с помощью готовых молекул во время нарколептического сна. Совсем недавно, в декабре, после нарколептического сна ему пришла в голову безумная идея создания космического зонда, способного достичь далеких звезд всего за 20 лет на скорости, равной одной пятой скорости света. Он предложилчто эти молниеносные межзвездные миссии могут запускаться микробами и приводиться в действие лазерными парусами. Идеи, которые к нему приходят, часто являются результатом столкновений неожиданных образов в его голове. «Я пытаюсь превратить научную фантастику в научный факт, — говорит мне Черч.

МЕЧТА: Джордж Черч, один из самых передовых ученых в мире, говорит, что лучшие идеи приходят к нему почти сразу после нарколептического сна. «Это абсолютно мгновенное удовлетворение, — говорит он. Фото Джои Ито / Wikimedia.
Взаимосвязь между сном, сновидениями и творчеством была предметом догадок на протяжении сотен лет. Сообщения о творческом вдохновении и открытиях, сделанных художниками, изобретателями и учеными во сне, предполагают, что эти состояния ума тесно связаны друг с другом. Поэт-символист Сен-Поль-Ру, как известно, охранял свой сон по ночам табличкой на двери своей спальни, которая гласила: «Не беспокоить: Поэт на работе». Сообщается, что русский ученый Дмитрий Менделеев увидел во сне периодическую таблицу после трех дней изнурительных усилий (хотя, возможно, это было просто совершенство идеи, которую он придумал во время бодрствования). Стивен Кинг утверждает, что свой роман « Мизери » он придумал во время полусонного трансатлантического перелета.
Вместо того, чтобы оставлять такое вдохновение на волю случая, американский изобретатель Томас Эдисон разработал стратегию извлечения материала из своей мечты. 1 Он засыпал со стальным шаром в каждой руке. Как только его тело обмякло ото сна, шары с грохотом падали на пол и будили его. Затем он мог вспоминать детали своих снов и записывать любые озарения. Позже этот подход был принят многими другими творческими гигантами, включая изобретателя Николу Теслу, художника-сюрреалиста Сальвадора Дали и писателя-романтика и поэта Эдгара Аллана По.
Эта призрачная граница между бодрствованием и сновидением может быть источником самых новых идей человечества.
Научные исследования, кажется, подтверждают эти сказки. Участники исследования, которых попросили «вынашивать» проблему в своих снах, часто находили полезное решение, и как частота, так и сложность воспоминаний сна коррелировали с более высокими баллами по оценке творческих способностей. 2 Стадия сна, наиболее тесно связанная с творческим вдохновением, известна как БДГ, сокращение от быстрого движения глаз. БДГ-сон начинается примерно через 70 минут после того, как человек теряет сознание и насыщен сновидениями. Осознанные сновидения, в которых спящий знает, что он спит, и иногда может управлять сновидением, как полагают, в основном происходят в фазе БДГ. 3 Было показано, что пробуждение от быстрого сна улучшает способность испытуемых решать анаграммы — слово, фразу или имя, образованное путем перестановки букв другого — и решать задачи, требующие установления ассоциаций между слабо связанными идеями.
Но недавно исследователи определили другое состояние ума, которое связано с переходом между бодрствованием и сном и может быть даже более плодотворным для творческого вдохновения, чем БДГ. Это называется N1 или начало сна, и это первая из трех стадий пре-БДГ-сна. Люди с нарколепсией часто попадают в состояние N1 и выходят из него во время дневного сна, что дает им гораздо больший доступ к этим пограничным состояниям восприятия, чем нормально спящим.
N1 — это гибридное или «полуосознанное» состояние ума, говорит французский нейробиолог Селия Лако, когда люди только начинают отделяться от окружающей среды бодрствования. Это умственные сумерки, которые позволяют «свободно наблюдать за блужданием ума, сохраняя при этом логическую способность выявлять творческие искры», — говорит Лако. Эта призрачная граница между бодрствованием и сном, к которой имеют доступ все спящие, может быть источником многих самых новых идей, изобретений и произведений искусства человечества. Психологи называют это «гипнагогией» от греческих слов, означающих «сон» (hypnos ) и «вести» (agogo ). Французы иногда называют его « entre chien et loup », буквально «между собакой и волком».
Чем больше симптомов нарколепсии было у испытуемых, тем выше их творческий потенциал.
Как и в фазе быстрого сна, в N1 часто наблюдаются непроизвольные феномены восприятия, напоминающие сновидения. Они известны как гипнагогические галлюцинации и сочетают детали недавнего бодрствования со слабо связанными воспоминаниями новым или необычным образом. Разница в том, что в N1 сновидец находится ближе к поверхности сна, к сознательному контролю и к внешней среде восприятия.
«Гипнагогия — это период времени, когда вы гораздо более подвержены внешнему влиянию, когда вы гораздо больше обрабатываете слух и когда скорость вспоминания ваших снов намного выше», — говорит Адам Хаар, исследователь сновидений из MIT Media Lab. Он характеризуется феноменологической непредсказуемостью, искаженным восприятием пространства и времени и спонтанной, текучей ассоциацией идей.
Связь между гипнагогией и творчеством интуитивно понятна. Одна из основных теорий творчества утверждает, что оно возникает, когда наш разум устанавливает связи между отдаленно связанными понятиями, хранящимися в нашей памяти. 5 Считается, что этот процесс происходит естественным образом во время сна и сновидений: новые воспоминания необычным и абстрактным образом смешиваются со старыми, чтобы объединить их, прокладывая в нашем мозгу следы для более поздних воспоминаний. Нейробиолог Карл Фристон, изучающий сознание, предполагает, что это смешение старого и нового — это процесс, который помогает свести к минимуму избыточность и сложность нашей системы памяти и подготавливает нас к тому, чтобы ориентироваться в более широком диапазоне возможных сценариев в нашей бодрствующей жизни.

Французский нейробиолог Селия Лако, вдохновленная Томасом Эдисоном, заставила испытуемых вздремнуть с помощью пластиковой бутылки, которая падала, когда они засыпали, и будила их. Затем их проверили, чтобы узнать, смогут ли они решить математическую задачу со скрытым правилом. Она обнаружила, что те, кто проснулся в самой ранней стадии сна, с большей вероятностью решат проблему. Фотография составлена из кадров видео от Lacaux, C., et al. Наступление сна — это творческое сладкое пятно. Научные достижения (2021).
Но диких ассоциаций между далекими идеями и воспоминаниями самих по себе недостаточно для процветания творчества. Подлинно творческие идеи не только новы, но и полезны 6, поэтому творческое познание должно также включать процессы оценки и различения. 7 Конечно, чем острее и проницательнее ум, тем интереснее и разнообразнее банк идей, из которых ему приходится извлекать, и тем ярче прозрения. («Случайность сопутствует только подготовленному уму», как сказал Луи Пастер, один из основателей микробиологии). 8
Несколько лет назад Лако, работающий в центре лечения нарколептиков в Париже, решил проверить догадку о том, что нарколептики более креативны, чем население в целом, учитывая их уникальный доступ к гибридным состояниям между сном и бодрствованием. Она набрала 185 пациентов с нарколепсией и 126 нормально спящих из контрольной группы из Франции и Италии и обучила их критериям креативности и творческих достижений. Участников исследования попросили, например, придумать как можно больше идей, связанных со словесной или визуальной подсказкой, включая придумывание концовки истории и создание рисунков, включающих определенную форму. Их также попросили сплести несколько предварительно выбранных элементов, как абстрактных, так и конкретных, в уникальную оригинальную историю и рисунок.
Вера в свои творческие способности становится самоосуществляющейся.
Лако и ее коллеги обнаружили, что в целом и с течением времени пациенты с нарколепсией набирали более высокие баллы по всем параметрам креативности в стандартных оценках, но лишь немногие из них использовали этот творческий потенциал в карьере или достижениях. Ее испытуемые-нарколептики набрали более высокие баллы по всем категориям — визуальным, вербальным, абстрактным и конкретным, конвергентным и дивергентным способам мышления. Чем больше у субъектов нарколепсии было симптомов — все они представляли собой гибридные состояния между бодрствованием и сном, такие как сонный паралич, галлюцинации наяву или разыгрывание сновидений, — тем выше их творческий потенциал. 2
В последующем исследовании Лако решил выяснить, связаны ли короткие периоды сна N1, столь распространенные среди нарколептиков, с повышенной креативностью. Она поставила перед 103 нормальными спящими ряд математических задач, которые можно было почти мгновенно решить с помощью скрытого правила. Затем в упражнении, вдохновленном Эдисоном, испытуемых попросили сделать 20-минутный перерыв, расслабиться с закрытыми глазами, с предметом в правой руке, в то время как их мозг контролировался электродами. Лако и ее коллеги обнаружили, что всего 15 секунд сна N1 утроили шансы на то, что у участников будет момент творческого озарения после перерыва и они откроют правило, по сравнению с участниками, которые не спали. Если участники переходили из фазы сна N1 в фазу сна N2, более глубокую стадию пред-БДГ-сна, эта творческая зона была потеряна.1
«Это было своего рода подтверждением истории Томаса Эдисона, — говорит Лако, — потому что у Томаса было ощущение, что начало сна было прекрасным, но что с этого момента ему нужно проснуться, а не погрузиться в более глубокий сон, иначе он потеряет благотворное влияние на творчество».
Как ловить сны
Чёрч свидетельствует об уникальной силе коротких приступов сна. Какое-то время он записывал длинные рассказы о снах, которые пришли ему в голову во время ночного сна, но в первую очередь он обнаружил, что эта практика отнимает много времени, а не вдохновляет его работу. Он также прошел через этап, когда он мог контролировать свои сны. Его любимым занятием во сне был полет, но только ради острых ощущений. Никаких творческих прозрений это не принесло. «Запись снов, которой я занимался в течение нескольких месяцев, и руководство своими снами, которым я занимался пару лет, так и не принесли ничего полезного», — говорит он.
Во время дневного сна Черч часто замечает, что состояние его сна смешивается с внешним миром, что образы, которые он видит во сне, сливаются с повседневной жизнью. Он может, например, увидеть лицо человека, с которым он разговаривает, наложенным на его сон, и ему будет трудно понять, является ли то, что он видит, реальностью или нет. «Преимущество состояния сна в том, что вы думаете о сопоставлениях, о которых вы бы не подумали, если бы просто думали логически», — говорит он мне.
Согласно исследованию 2020 года, гипнагогические галлюцинации заставляют людей поверить в то, что они по своей природе креативны, и эта вера в себя на самом деле является одним из наиболее важных предикторов творческой деятельности и достижений. «У больных нарколепсией существует связь между самовосприятием творчества и гипнагогическими явлениями», — пишут авторы исследования. Вера в свои творческие способности становится самоосуществляющейся. 9
Несмотря на реальную опасность заснуть днем — скажем, во время приготовления пищи или во время прогулки по улице — Черч решил не принимать лекарства, которые могли бы избавить его от дневной сонливости. Он хочет продолжать прислушиваться к идеям, которые приходят к нему во время дремоты. «Почти все наши проекты в тот или иной момент описывались как невозможные или бесполезные», — говорит он. «Но они, как правило, работают».
Главное изображение: Art Furnace / Shutterstock
использованная литература
1. Лако С. и соавт. Наступление сна — это творческое сладкое пятно. Научные достижения 7, eabj5866 (2021).
2. Лако С. и соавт. Повышенное творческое мышление при нарколепсии. Мозг 142, 1988-1999 (2019).
3. Стамбрис Т. и Эрлахер Д. Осознанные сновидения во время медленного сна: два клинических случая. Международный журнал исследований сновидений 5 151–155 (2012).
4. Горовиц, А., Эсфахани, К., Гальвес, Т.В., Маес, П., и Стикголд, Р. Целенаправленное сновидение повышает креативность бодрствования. Текущая биология (2022).
5. Бенедек М. и Нойбауэр А.С. Пересмотр модели Медника о различиях в ассоциативных иерархиях, связанных с творчеством. Свидетельство общего пути к необычной мысли. Журнал творческого поведения 47, 273-289 (2013).
6. Дидрих Дж., Бенедек М., Яук Э. и Нойбауэр А.С. Являются ли творческие идеи новыми и полезными? Психология эстетики, творчества и искусства 9, 35-40 (2015).
7. Бити Р.Э., Сильвия П.Дж., Нусбаум Э.К., Яук Э. и Бенедек М. Роль ассоциативных и исполнительных процессов в творческом познании. Память и познание 42, 1186-1197 (2014).
8. Фогель С. и соавт. Пока вы спали: свидетельство высокоуровневой исполнительной обработки слухового повествования во время сна. Сознание и познание 100, 103306 (2022).
9. Д'Ансельмо А. и др. Креативность при нарколепсии 1 типа: роль диссоциированных проявлений быстрого сна. Nature Science Sleep 12, 1191–1200 (2020).
Кристен Френч
источник https://nautil.us/narcoleptic-naps-are-a-creative-sweet-spot-259482/?_sp=07d677ed-7952-4338-955d-979cce46bb3a.1675082143617
Спасибо автору за интересную информацию. С удовольствием поддержала вашу статью.
Довольно известный факт. Многие ученые сделали открытия во сне или сразу после сна.