Как Boeing 747 изменил путешествия по всему миру
Спустя более 50 лет после запуска "королевы неба", последний Boeing 747 наконец-то был доставлен.
На этой неделе самолет, 747-8 Freighter, покинул завод Boeing в Эверетте, штат Вашингтон, и был передан американской грузовой авиакомпании Atlas Air.
Эта поставка знаменует собой конец эры для самолета: последние летные дни самого узнаваемого реактивного лайнера планеты явно приближаются.
По данным авиационной аналитической компании Cirium, к концу 2022 года в эксплуатации останутся только 44 пассажирские версии культового самолета. Однако в эксплуатации остается более 300 грузовых Boeing 747.
Последний 747-й

Этот знаменательный день является свидетельством заслуг многих поколений сотрудников компании Boeing, которые воплотили в жизнь самолет, "уменьшивший мир" и совершивший революцию в области путешествий и грузовых авиаперевозок в качестве первого широкофюзеляжного самолета", - сказал в своем заявлении Стэн Дил, президент и главный исполнительный директор Boeing Commercial Airplanes.
Мы рады передать этот последний 747-8 Freighter крупнейшему оператору 747, компании Atlas Air, где "королева" будет продолжать вдохновлять и внедрять инновации в сфере грузовых авиаперевозок".
Первый Boeing 747 совершил свой первый полет 9 февраля 1969 года, за год до того, как поступил на службу в хорошо запомнившуюся авиакомпанию Pan American World Airways.
Он быстро стал любимцем пассажиров. Он дважды использовался в качестве летающего Белого дома как Air Force One, а также стал декорацией для многих голливудских воздушных приключений.
Однако за прошедшие с тех пор годы многие авиакомпании предпочли заменить свои пассажирские 747 на более крупные, более современные и более эффективные двухмоторные самолеты.
В 2020 году авиакомпания British Airways объявила о выводе из эксплуатации своего парка самолетов Boeing 747 на четыре года раньше запланированного срока.
"Маловероятно, что наша великолепная "королева неба" когда-нибудь снова будет выполнять коммерческие рейсы для British Airways из-за спада в путешествиях, вызванного глобальной пандемией Ковид-19", - заявил британский флагманский перевозчик.
Самая последняя версия самолета - 747-8 Intercontinental, с новыми крыльями, двигателями и технологиями, немыслимыми для конструкторов и пилотов оригинального 747-го.
Это было похоже на частный полет: Сюрреалистический опыт возвращения в США на одном из последних рейсов KLM 747
Первый широкофюзеляжный самолет
747 открыл эру двухпроходных широкофюзеляжных пассажирских самолетов. Но если бы основатель компании Pan Am Хуан Триппе решил, что знаменитый самолет мог быть двухпалубной версией однопалубного Boeing 707.
Триппе подтолкнул конструкторов самолета к созданию двухэтажного самолета, форму которого инженер компании Boeing Джо Саттер, известный как "отец 747", назвал "индейкой".
Чтобы переубедить Триппа, потребовалась инициатива одного из руководителей компании Boeing на встрече в зале заседаний Pan Am. Размеры комнаты в точности соответствовали ширине и высоте предлагаемого широкофюзеляжного 747-го, и Pan Am была впечатлена.
Интерьер самолета 747 был разработан совместно с фирмой Teague из Сиэтла, давним партнером Boeing по проектированию салонов.
Это был первый самолет с почти вертикальными боковыми стенками и высоким потолком, что создавало у пассажиров ощущение простора и открытости.
Вместо длинной тонкой трубы салон был разделен на "комнаты", а перегородками служили камбузы и туалеты.
Такая форма определила дальние путешествия почти на полвека.
Аэропорты больших размеров
Размеры 747-го были огромными по сравнению с 707-ми и Douglas DC-8, которые были основой международного флота авиакомпаний в 1960-х годах.
С учетом того, что на каждом реактивном самолете прибывали и улетали сотни пассажиров, аэропортам пришлось быстро адаптироваться, расширяя залы ожидания, стойки регистрации и терминалы.
Каждая международная авиакомпания хотела иметь престиж полета на 747-м самолете, поэтому существующие таможенные и иммиграционные зоны вскоре были перегружены многочисленными и одновременными прибытиями больших самолетов.
Наземное вспомогательное оборудование тоже должно было вырасти. Самолетные буксиры стали намного больше, чтобы справиться с огромным весом 747-го, превышающим 750 000 фунтов. Грузовики для развозки еды были модифицированы, чтобы доставать до дверей кабины, расположенных далеко над рампой, а заправщики теперь должны были тянуться, чтобы достать до нижней части массивных крыльев.
Потрясающий грузовой самолет
Модель 747 была разработана в то время, когда авиационная промышленность ожидала, что сверхзвуковой транспорт - сокращенно SST - станет самолетом будущего.
Первый в мире сверхзвуковой транспортный самолет советской разработки Ту-144 совершил свой первый полет в 1968 году, а англо-французский Concorde поднялся в воздух двумя месяцами позже.
Эксперты в 1960-х годах предсказывали, что у 747-го будет короткий срок службы в качестве пассажирского самолета, в конечном счете, он уступит место самолетам, летящим со скоростью, в несколько раз превышающей скорость звука. Поэтому конструкторы 747-го попытались защитить его от будущего, переоборудовав его для перевозки грузов.
Ширина главной палубы 747-го самолета составляет около 20 футов, что позволяет разместить два стандартных грузовых контейнера. Чтобы облегчить погрузку, нос грузовой модели 747-го открывался и поворачивался вверх.
20 невероятных старинных самолетов, на которых еще можно летать
Это означало, что кабину пилота нужно было расположить над главной палубой, что придало "Королеве" характерный горб сразу за полетной палубой. То, что первоначально задумывалось как зона отдыха экипажа в этом пространстве, стало самой известной особенностью самолета - пассажирским салоном. Только в более поздних версиях верхняя палуба была растянута для размещения большой зоны отдыха.
Как оказалось, проект Boeing SST - 2707 - был отменен в 1971 году, Ту-144 был навсегда снят с эксплуатации после всего 55 запланированных полетов, а Concorde совершил свой последний полет почти 15 лет назад.
Что касается выносливого 747-го, то за последние полвека было произведено более 1570 самолетов.
Последний коммерческий пассажирский самолет Boeing 747 был поставлен в июле 2017 года - джамбо для Korean Air Lines, а в январе 2018 года пассажирские перевозки в США прекратились, когда рейс 9771 авиакомпании Delta Air Lines приземлился на свалке реактивных лайнеров в Маране, штат Аризона. М
Последний Boeing 747 покинул завод компании по производству широкофюзеляжных самолетов в Вашингтоне 6 декабря.
Последний Boeing 747 покинул завод компании по производству широкофюзеляжных самолетов в Вашингтоне 6 декабря.
Пол Уизерман/ Boeing
Новые самолеты и новые двигатели создаются одновременно. Конструкторы новых самолетов могут стремиться потреблять меньше топлива, вырабатывать больше энергии и использовать преимущества более легких конструкций от разработчиков двигателей.
Самолету 747 требовался огромный скачок в мощности и эффективности двигателя, чтобы поднять этот огромный самолет в воздух и заработать деньги для авиакомпаний. Компания Pratt & Whitney навсегда изменила форму реактивных двигателей, создав турбовентиляторный двигатель JT9D для самолета 747. Двигатель отличался от предыдущих силовых установок наличием огромного вентилятора в передней части.
Огромное количество воздуха нагнетается в двигатель, но только небольшая его часть попадает в сердцевину двигателя, где он сжимается, смешивается с топливом и воспламеняется, приводя в движение турбину. Внутренняя турбина вращает огромный вентилятор, толкающий струю вперед.
Поскольку большая часть воздушного потока направляется вокруг, а не через сердцевину двигателя, это был первый "высокопроходной" турбовентилятор эпохи реактивных самолетов.
Такая конструкция сделала двигатель тише, мощнее и с лучшей топливной эффективностью. И вместо крика, характерного для реактивных самолетов предыдущего поколения, 747-й "гудел" при взлете.
Возможно, 747 был первым, но теперь каждый пассажирский самолет оснащается невероятно надежным и сложным турбовентиляторным двигателем с высоким байпасом.
Настоящий переломный момент?
Самолет 747 поступил в эксплуатацию в начале 1970-х годов, в период серьезных общественных перемен. Он способствовал экспоненциальному росту авиаперевозок, туризма и связей между людьми по всему миру. В первый же год эксплуатации полностью загруженный 747-й сократил стоимость перелета одного пассажира вдвое. Полеты мгновенно стали более доступными.
Но, возможно, награду за самое большое изменение в сфере авиаперевозок следует присудить старшему брату 747-го - 707-му. Этот плавно летящий, оснащенный реактивным двигателем пионер был квантовым скачком по сравнению с предшествующими ему "поршневыми" самолетами. Он соединил континенты за считанные часы и показал всему миру возможности реактивного транспорта.
Брайен Уайгл, второй пилот первого рейса 747 и бывший вице-президент компании Boeing по летным операциям, определенно так считает.
"Более короткое время полета, большие высоты, лучшая герметизация - многое из того, что мы внедрили в 707-м, было революционным", - сказал он в интервью CNN Travel. "747-й продвинулся в том же направлении, но нельзя игнорировать то, что сделал 707-й".
"Но 747-й был замечательным самолетом, и я любил его".