Баба Яга: величайшая "злая ведьма" из всех?
Старуха, известна тем, что жила в доме, построенном на куриных ножках, и пировала детьми, является сложной и, возможно, феминистской фигурой - как показывает новая книга, говорит Дэвид Барнетт.
В сказках женщины определенного возраста обычно играют одну из двух ролей: злой ведьмы или злой мачехи, а иногда и ту, и другую.
Ключевая фигура славянского фольклора, Баба Яга, безусловно, отвечает требованиям злой ведьмы - она живет в доме, который ходит по лесу на куриных ножках, а иногда летает (близко к земле) в гигантской ступке и пестике. Обычно она предстает в образе ведьмы или старухи, и известно, что она, как и все ведьмы, лакомится детьми.

Как показано в русской сказке "Василиса Прекрасная" (изображена выше на иллюстрации XIX века), Баба Яга может быть и героиней, и злодейкой.
Однако она гораздо более сложный персонаж, чем можно предположить из этого описания. Хитрая, умная, в равной степени помогающая и мешающая, она действительно может быть самым феминистическим персонажем в фольклоре.
Легенда о Бабе Яге настолько живуча, что только что вышла новая антология рассказов "В лес" (Black Spot Books), в которую вошли 23 интерпретации этого персонажа, написанные ведущими писательницами ужасов. Истории охватывают несколько столетий: так, "Лунный свет и мох" Сары Тантлингер представляет собой сновидческое воплощение одной из классических сказок о Бабе Яге, Василисе Прекрасной, а "Вода как разбитое стекло" Карины Биссетт ставит Бабу Ягу на фоне Второй мировой войны. Тем временем "Аист кусается" Э. В. Найт усиливает ужасающие аспекты мифа, превращая его в поучительную историю для любознательных детей.
История Яги
Баба Яга фигурирует во многих славянских и особенно русских народных сказках, причем самое раннее письменное упоминание о ней появилось в 1755 году в рамках рассуждений о славянских народных фигурах в книге Михаила Ломоносова "Российская грамматика". До этого она появлялась на гравюрах по крайней мере с XVII века, а затем регулярно появлялась в книгах русских сказок и фольклора.
Если вы любите кино, то, возможно, узнаете это имя по фильмам о Джоне Уике с Киану Ривзом в главной роли, где одноименного антигероя его враги называют Бабой Ягой, что придает ему таинственную привлекательность почти мифического злодея. Легенда японской анимации Хаяо Миядзаки использовал Бабу Ягу в качестве основы для образа владельца бани в своем отмеченном наградами фильме 2001 года "Унесенные призраками". Баба Яга появляется и в музыке: в сюите Модеста Мусоргского "Картинки с выставки" 1874 года есть девятая часть под названием "Избушка на курьих ножках" ("Баба Яга"). Возможно, скоро она появится и на малом экране: Нил Гейман использовал ее в своих комиксах "Песочный человек" для DC, второй сезон которого только что был анонсирован компанией Netflix.
Баба Яга скрещивает образ злой ведьмы с образом феи-крестной, создавая в конечном итоге гораздо более непредсказуемую и сильную роль, чем любая из этих ролей - И Иззи Ю.
Гейман также использовал Бабу Ягу в серии комиксов "Книги магии", и то, как он использовал этот персонаж, подчеркивает ее моральную двусмысленность: если в "Песочном человеке" она была полезной, то в "Книгах магии" она скорее злодейка. Он рассказал BBC Culture, что впервые познакомился с Бабой Ягой в возрасте шести или семи лет, когда прочитал детскую фантастическую книгу "Сестра дракона и путешествия Тимоти" британской писательницы Маргарет Стори, в которой она фигурировала. "[Мне] казалось, что она самая интересная из всех ведьм, и я почувствовал это еще больше, когда прочитал некоторые русские сказки, в которых она появляется", - говорит он. "Кажется, что у нее есть своя собственная жизнь вне сюжета, чего так мало у сказочных персонажей".
Книга " В лес" издана под редакцией Линди Райан, писательницы и штатного профессора науки о данных и визуальной аналитики в Университете Ратгерса, Нью-Брансуик, Нью-Джерси, которая также является основателем издательства "В лес" - Black Spot Books, небольшого печатного издания, посвященного женщинам-писателям ужасов. Как же американка оказалась очарована этим славянским мифом?
"Моя русская мачеха эмигрировала в США вскоре после распада Советского Союза, - рассказывает Райан, - и вместе с моей сводной сестрой и сводной бабой привезла борщ, матрешек и Бабу Ягу. В то время как большинство девочек моего возраста росли с принцессами из диснеевских версий, я предпочитала сказки братьев Гримм, Шарля Перро и Ганса Христиана Андерсена - и, конечно, книги славянских сказок и фольклора, в которых рассказывалось о Бабе Яге".

Баба Яга стала источником вдохновения для легенды анимации Хаяо Миядзаки, в том числе для персонажа владелицы бани в фильме Унесенные призраками.
На самом деле, происхождение Бабы Яги может уходить далеко в XVII век - существует научная школа, которая считает, что она является славянским аналогом греческого божества Персефоны, богини весны и природы. Она, безусловно, ассоциируется с лесами и дикой природой. "Сущность Бабы Яги существует во многих культурах и во многих историях и символизирует непредсказуемую и неукротимую природу женского духа, Матери-Земли и связь женщин с дикой природой", - говорит Райан.
Что возвышает Бабу Ягу над обычными двухмерными ведьмами из фольклора, так это ее двойственность, иногда почти героиня, иногда злодейка, и ее богатое, земное воплощение женственности. "Баба Яга по-прежнему остается одной из самых неоднозначных, хитрых и умных женщин в фольклоре", - говорит Райан. "Она вызывает страх и уважение, и одновременно благоговение и желание. Я восхищаюсь ее беспечностью и независимостью, даже жестокостью, и в мире, где женщин так часто сводят к туманным пятнам, она - фигура, напоминающая нам, что мы свирепы и неукротимы, и что такая свобода часто достается дорогой ценой".
На самом деле, она является чем-то вроде прото-феминистской иконы. Безусловно, это так, - говорит И Иззи Ю, один из авторов, написавших рассказ для книги "В лес". Один из способов, которым она заслуживает такого описания, заключается в том, что она полностью опровергает стереотип заботливой матери, применяемый к женщинам: она ест детей, вместо того чтобы выталкивать их или кормить грудью. "Она могущественна, несмотря на то, что не является привлекательной в обычном смысле. Она живет по своим собственным магическим понятиям, а не по мирским правилам", - говорит Иззи. "И она бросает вызов концептуальным категориям на каждом шагу. Даже ее дом - это и дом, и курица, что делает ее, да, в каком-то смысле привязанной к дому, но никак не "привязанной". В этом [смысле], я думаю, она - ранняя цыганка на колесах".
Истинный преступник
Иззи сравнивает Бабу Ягу с ловкачами из многих мифологий, такими как норвежский бог озорства Локи или Койот из фольклора коренных американцев. "Хотя Баба Яга часто играет роль злодейки, она также может предложить помощь. Например, в "Василисе Прекрасной" она помогает освободить Василису из лап ее злой мачехи", - говорит она. "И хотя с Бабой опасно иметь дело, как и со многими из тех, кто действует на теневой стороне закона в современных фильмах, она также может оказаться бесценной в опасных обстоятельствах".
"Таким образом, Баба Яга усложняет пассивную женскую роль воспитательницы, наделяя ее разбойничьей силой "я буду делать все, что захочу", которая обычно ассоциируется только с мужчинами. Тогда можно сказать, что Баба Яга скрещивает образ злой ведьмы с образом феи-крестной, создавая в конечном итоге более непредсказуемую и сильную роль, чем любая из них".
Иззи родилась и выросла в Северном Китае, и поскольку многие произведения русской литературы были переведены на китайский язык, Баба Яга пересекла границу и проникла в китайскую психику. "Моим первым знакомством с Бабой Ягой был китайский мультфильм, который я увидел, когда был совсем маленьким. Я запомнил этот мультфильм, потому что сказал своей бабушке, что Баба Яга похожа на моего большого дядю. Это вызвало у нее смех. Большой дядя не смеялся", - говорит Иззи.

Фильмы о Джоне Уике - одни из самых маловероятных произведений культуры, в которых упоминается Баба Яга, как имя, данное антигерою Киану Ривза его врагами.
Образ горной или лесной ведьмы популярен во всей Восточной Азии, главным образом потому, говорит Иззи, что "горы ассоциируются с великой духовной силой и с отшельниками, которые решают жить на своих условиях - подобно тому, как Баба Яга очень похожа на свою собственную женщину". Она добавляет, что в Японии есть персонаж по имени Ямамба, который "поразительно похож на Бабу Ягу - ее тоже часто изображают с отталкивающими физическими чертами и пристрастием к детям. Она также неоднозначна с моральной точки зрения, ее попеременно описывают то как чудовище-каннибала, то как агента перемен и трансформации, а также как хранителя героев".
Для Линди Райан концепция антологии ужасов, ориентированной на женщин, появилась раньше, чем идея книги на тему Бабы Яги... но великая ведьма леса оказала свое влияние. "Я хотела, чтобы в антологии звучали голоса женщин со всего мира, которые не боятся рассказывать свои истории, обращаться к собственной дикости и злобе, и в этом смысле я чувствую, что Баба Яга пришла ко мне как муза для антологии", - объясняет она. "Самым удивительным было то, с какой готовностью участники взялись за дело, и то, какой резонанс вызывает Баба во всем мире. Она действительно универсальный персонаж, и я была поражена откликами женщин со всего мира, которые объединили свои голоса с ее голосами".
Она - напоминание о том, что свобода лежит немного за границей социальных норм, и что мы можем узнать столько же из темного, сколько из светлого - Линди Райан
Материал Иззи "История одного дома" исследует одну из уникальных граней мифа о Бабе Яге - ее ветхий домик, который ходит на куриных ножках, рассказывая о его создании и строительстве. "Я была просто очарована, думая о маленьких куриных ножках этого большого старого дома. Это непосредственно привело меня к желанию написать что-нибудь о доме. Кроме того, я только что закончил перевод "Книги теней Цзи Юня" - сборника китайских странных историй XVIII века. Она наполнена духами лисы, тибетской черной магией Красной Шапки и другими видами шаманизма, а также историями о сверхъестественно умных или наделенных силой животных и странных метаморфозах. Это вдохновило меня на атмосферу, которую я хотел создать в "Истории одного дома", и на ее темы".
Есть ли в легенде о Бабе Яге уроки для нас сегодня? Иззи считает, что да. "Она - шаманский хитрец, категория и нарушитель границ, [напоминание] о том, что свобода лежит немного за границей социальных норм, и что мы можем узнать столько же от темного, сколько и от светлого. В конечном итоге, я думаю, она учит логике "и то, и другое". Она напоминает нам, что мы одновременно герой и злодей, что курица может быть и домом, и что мы можем принимать как желания плоти, так и тайны духа".
Райан согласна с этим, и у нее есть предостережение для тех, кто отвергает силу Бабы Яги, а тем самым и женщин во всем мире. "Я думаю, нам лучше всего помнить, что Баба Яга может прятаться в лесу, но она наблюдает и помнит", - говорит она.