5 самых роскошных балов, проведенных при дворе царей
Российский императорский двор любил веселиться и умел делать это стильно - почти каждый монарх устраивал роскошные балы с сюрпризами, увлекательными развлечениями и, конечно же, элегантными танцами. На таких вечерах надевали самые невероятные костюмы. Балы, однако, также играли роль в геополитических интригах и использовались для сведения счетов.1. Бал метаморфоз
Georg Caspar Prenner. Конный портрет императрицы Елизаветы Петровны со свитой
Русский музей
Дочь Петра Великого унаследовала его любовь к развлечениям и играм, и новости о роскошных балах-маскарадах, проводимых при дворе императрицы Елизаветы, разнеслись по всей Европе. Посещение одного из них было довольно дорогостоящим делом. Во-первых, требовался новый костюм: на нарядах были сделаны специальные отметки, чтобы у гостей не возникло соблазна появиться в том же костюме на следующем балу.
Во-вторых, гости должны были внимательно следить за своим внешним видом. Если Елизавете что-то не нравилось, она тут же брала дело в свои руки, отрезая, по ее мнению, неуместные украшения на платьях или поправляя ножницами чрезмерно яркие прически.
Конечно, у императрицы не было проблем с собственным гардеробом, в ее распоряжении было около 15 000 нарядов. Она даже меняла свой костюм несколько раз в течение одного бала. В 1744 году императрица устроила бал метаморфоз, приказав мужчинам прийти в женских платьях "а-ля франсез" с юбками-обручами и напудренными париками, а женщинам - в узких мужских кафтанах и белых чулках.
Маски не разрешались, чтобы присутствующие знали, кто выглядел особенно нелепо и комично. Это переодевание льстило только самой Елизавете - на самом деле мужская одежда шла ей удивительно хорошо. Что касается остальных - ну, они не были удивлены, и на самом деле, довольно раздражены.
2. Азорский бал

Александр Бенуа. Екатерина Великая и ее двор
Общественное достояние
Екатерина Великая также любила балы-маскарады. Осенью 1790 года по ее приказу было изготовлено около сотни мужских и женских костюмов в стиле "премьер-министров Египта", а в бальных залах были установлены киоски, торгующие ими.
Гостям приходилось рыться в карманах или брать кредиты на месте и переодеваться в новые наряды - мужчины в женские костюмы, а женщины в мужские. Преодолев свое изумление от этого превращения, все закружились на танцполе, чтобы закружиться, и только через несколько часов отправились домой, не переодевшись в свои обычные наряды.
Иногда маскарады при дворе Екатерины Великой напоминали сказку. Например, по случаю рождения своего внука Александра она устроила бал для "Азора, африканского дворянина". Залы были украшены монограммами в виде буквы "А", украшенными бриллиантами и жемчугом.
Гостям было предложено сыграть в карты, и, если они выигрывали, они могли взять себе бриллиант из стоявших поблизости ящиков. Сам Азор время от времени появлялся в комнатах, но не приближался - только позже гости поняли, что это был переодетый принц Потенкин.
3. Бал в Таврическом дворце

Торжества в Таврическом дворце. Гравюра Р. Негодаева, 19 век
Общественное достояние
Весной 1791 года князь Потемкин устроил бал в честь Екатерины Великой в Таврическом дворце в честь взятия города Измаил на Черном море. Было приглашено около 3000 гостей, и гостей встречал оркестр, играющий у входа.
Внутри все сверкало в ярком свете 20 000 восковых свечей и более 100 000 ламп. В зимнем саду было слышно щебетание птиц, в огромных аквариумах плескались декоративные рыбки, а сверкающие зеркала скрывали печи от посторонних глаз.
Посреди всего этого великолепия стояла мраморная скульптура императрицы. Играл оркестр, актеры ставили французскую комедию, исполнялись балеты. Потемкин, одетый в малиновый кафтан, украшенный бриллиантами, приветствовал императрицу и провел весь вечер, лично ухаживая за ней. Кадрили эхом отдавались в приемных залах. Тем временем великие князья Александр и Константин руководили танцами.
В тот вечер Екатерина танцам предпочла карты. Она играла не на деньги, а на драгоценные камни. Бал продолжался до утра и стал одним из самых обсуждаемых событий не только в России, но и в Европе.
4. Черный бал

Император Александр III был не в восторге от балов: он даже отказался танцевать со своей будущей невестой накануне их свадьбы. Императрица Мария Федоровна, однако, компенсировала это, устроив вечеринку, которой хватило бы на двоих.
При дворе часто устраивались "цветные" балы: белые для дебютанток и розовые для молодоженов. Затем, в 1888 году, в Николаевском зале Зимнего дворца состоялся Изумрудный бал, на котором дамы танцевали в красных, белых, желтых и розовых костюмах, а в их серьгах и ожерельях сверкали крупные изумруды.
Черный бал
Общественное достояние
В январе 1889 года в Аничковом дворце состоялся Черный бал. Незадолго до этого произошло самоубийство Рудольфа, наследного принца Австрии, и его любовницы, баронессы Марии Ветцеры. Протокол предписывал приостановить все развлечения при дворах Европы на период траура. Однако бал в Санкт-Петербурге состоялся.
Гости прибыли в Аничков дворец одетыми в черное, их костюмы были дополнены украшениями с бриллиантами. Эффект был ошеломляющим, когда "черные" пары кружились по белоснежному залу под звуки венских вальсов. Это был стильный способ императрицы отомстить за старое оскорбление: великий князь Николай Александрович, наследник российского престола, с которым она была помолвлена, умер в 1865 году.
Австрия не смогла провести никаких траурных мероприятий. Полтора года спустя Мария Федоровна вышла замуж за Александра Александровича, младшего брата своего покойного жениха. И много лет спустя, став императрицей, она нашла способ напомнить Австрии о ее преступлении.
5. Русский бал

Все участники костюмированного придворного бала-маскарада, 1903
Общественное достояние
Хотя последний российский император Николай II был не прочь немного потанцевать, в первую очередь его беспокоила императрица Александра Федоровна, которая не любила балы из-за своего хрупкого здоровья. Но это была ее идея провести костюмированный бал в неорусском стиле.
Костюмы, основанные на моде 17-го века, были изготовлены по эскизам художника Сергея Соломко. Они были дополнены мехами и старинной семейной бижутерией. Николай II был одет как российский царь Алексей, а его супруга - как царица Мария Ильинична. В тот вечер в Зимнем дворце собралось почти 400 гостей,
По сей день бал 1903 года, приуроченный к 290-летию правления Дома Романовых, считается самым пышным событием, когда-либо проводившимся при российском дворе.
Хлеба и зрелищ.